(904) 544-13-26
koma-oj@k66.ru
Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. В.С. Соловьёв
УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
тескст составил студент группы мЗДПО-102 Ю.Е.Каргапольцева
Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В соответствии со статьей 52 Гражданского Кодекса Российской Федерации уставом является учредительный документ юридического лица, организация действует на основании устава, утвержденного его учредителями. Устав учреждения (организации) - это свод положений и правил, определяющих устройство, деятельность (виды деятельности), права и обязанности юридического лица, утвержденный и зарегистрированный в установленном законом порядке. Устав определяет правовое положение юридического лица, в том числе структуру и компетенцию органов управления учреждения (организации). Отнесение устава к локальным нормативным актам учреждений (организаций) не совсем верно, поскольку утверждается устав учредителями и подлежит регистрации (ст. 51 ГК РФ) в налоговых органах и/или в органах Министерства юстиции Российской Федерации.
Образовательная организация свою деятельность осуществляет на основании устава, что соответствует требованиям ст. 25 Закона об образовании. В уставе образовательной организации наряду с предусмотренной законодательством Российской Федерации должна содержаться следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация должна обеспечить доступ к уставу, а также создать условия для ознакомления с его положениями всем работникам организации, обучающимся и их родителям (законным представителям).
Не стоит забывать, что общие требования к содержанию устава вынесены определяются в соответствии с нормами п. 2 ст. 52 ГК РФ (в частности, наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, предмет и цели его деятельности).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц, в частности, содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом.
Для многих образовательных организаций и их учредителей первостепенным является соблюдение норм Закона об образовании, поэтому большинство уставов образовательных организаций очень скрупулезно переписывают положения самого Закона об образовании. Однако для всей системы финансово-хозяйственной деятельности, в том числе для осуществления закупок, реализации платных услуг, образовательная организация скорее выступает как юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовых формах: 1) учреждений разных типов (казенное, бюджетное, автономное (далее по тексту - КУ, БУ, АУ)), к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 2) автономных некоммерческих организаций.
Таким образом, для образовательной организации, как для любого юридического лица, с точки зрения полноправных участников рынка услуг в таких сферах, как образование, культура и искусство, физкультура и спорт, наука и т.д., необходимо уделить особое внимание формированию перечней видов деятельности, реализация которых должна быть предусмотрена уставом.
Сразу следует оговориться, что современные формулировки, используемые в уставах образовательных организаций, не соответствуют требованиям российского законодательства, что приводит к недопониманию со стороны руководителей образовательных организацией той сферы, в которой могут предлагаться платные услуги образовательными организациями, а также, как правило, ограничиваются только спектром платных образовательных услуг. Такой ситуации способствует и деятельность комитетов (отделов, управлений и министерств) образования, которые в случае делегирования прав учредителя или как представители учредителя на основании Закона об образовании осуществляют контроль и надзор за деятельностью образовательной организации и за соблюдением образовательной организацией лицензионных требований.
Откуда пошло утверждение, что образовательная организация, а в большей степени это касается образовательных учреждений, созданных в организационно-правовых формах КУ, БУ и АУ, может оказывать только платные образовательные услуги, никто и не вспомнит. Тем не менее большинством руководителей образовательных организаций "данный постулат" поддерживается.
Именно такой ошибочный подход, прежде всего учредителей и контрольных органов, не позволяет большинству образовательных организаций эффективно использовать свое имущество, кадровый потенциал и обеспечивать свои потребности.
Обратите внимание: несоответствие устава образовательной организации требованиям ст. 25 Закона об образовании 2012 года в силу п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является основанием отказа в государственной регистрации образовательной организации.
Статья 25 Закона N 273-ФЗ значительно отличается от ранее действовавшей нормы ст. 13 Закона N 3266-1. Если положения ст. 13 Закона N 3266-1 довольно подробно описывают информацию, которая в обязательном порядке должна быть включена в устав, при этом особое внимание уделяется основным характеристикам организации образовательного процесса, структуре финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, порядку управления образовательным учреждением, то ст. 25 Закона N 273-ФЗ ограничивается кратким перечнем таких условий. При этом указанная статья Закона N 273-ФЗ устанавливает, что устав образовательной организации также должен содержать другую необходимую информацию, предусмотренную российским законодательством.
Данный подход обусловлен тем, что ряд положений, ранее содержавшихся в ст. 13 Закона N 3266-1, в новом Законе выделен в отдельные статьи, регламентирующие структуру образовательной организации, ее права и обязанности (ст. ст. 26 - 28 Закона N 273-ФЗ).
В ч. 2 ст. 26 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация осуществляет деятельность на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В Законе N 3266-1, в свою очередь, указываются принципы единоначалия и самоуправления (п. 2 ст. 35). При этом самоуправление может осуществляться в форме совета образовательного учреждения, попечительского совета, общего собрания, педагогического совета и т.п. Таким образом, можно заметить, что содержательно принцип самоуправления во многом схож с принципом коллегиальности. Например, в ч. 4 ст. 26 Закона N 273-ФЗ предусмотрено формирование различных коллегиальных органов управления образовательной организацией:
- общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации),
- педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет).
Кроме того, в образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые должны быть предусмотрена уставом (ч. 4 ст. 26 Закона N 273-ФЗ).
Следует отметить, что новый Закон также предусматривает возможность создания совещательных и контрольных органов, учитывающих мнение и интересы обучающихся и их законных представителей - советы обучающихся, советы родителей, профессиональный союзы обучающихся и т.п. (ч. 6 ст. 26 Закона N 273-ФЗ).
Единоличное управление образовательной организацией в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона N 273-ФЗ осуществляет ее руководитель (ректор, директор и т.п.). Сходное положение было закреплено в п. 3 ст. 35 Закона N 3266-1.
Несомненно, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" сократил круг вопросов, которые следует отражать в уставе образовательной организации, но при этом с сожалением приходится отмечать, что расширение сферы регулирования устава происходит на уровне подзаконных актов. Так, согласно Приказу Минобрнауки России от 14 августа 2013 г. N 958 "Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы" в уставе образовательной организации должен быть предусмотрен порядок согласования с иной организацией положения о структурном подразделении образовательной организации на базе иной организации (помимо устава, также должен быть договор о создании структурного подразделения между образовательной организацией и организацией). Тенденция расширения сферы регулирования уставов по сравнению с той, что обозначена в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", обусловлена тем, что согласно ч. 2 ст. 25 в уставе образовательной организации должна содержаться информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, а в силу широкого понимания законодательства об образовании, в частности, эта информация может быть предусмотрена и актами Минобрнауки России.
В исследованиях на данную тему отмечалось, что локальные акты играют роль средства конкретизации законодательных предписаний, но лишь в том случае, если локальные акты не наделены "правом" приоритетного по отношению к актам органов государственной власти регулирования отношений. В этих локальных нормативных актах регулируются "мнимые" пробелы законодательства постольку, поскольку законодатель специально отказался от установления правовых норм, считая допустимым разнообразие режимов правового регулирования тех или иных отношений на уровне образовательной организации. Результатом подобных законодательных решений стала ситуация, при которой "регулирование процедурных механизмов реализации соответствующих прав граждан перенесено на уровень локальных актов". Несомненно, режимы саморегуляции внутри образовательного сообщества необходимы и их нужно развивать, но предварительные итоги реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" показывают, что руководители образовательных учреждений общего образования в большинстве своем ждут актов "сверху" и в тех случаях, когда федеральный закон однозначно отнес установление данных правил к компетенции образовательной организации.