(904) 544-13-26
koma-oj@k66.ru
Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. В.С. Соловьёв
Правовой статус организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Классификация образовательных организаций
Управление образовательной организацией
Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных в ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ.
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее – советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.
Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры на основании ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ.
Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. Это: филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные, предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации, структурные подразделения.
Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Структурные подразделения образовательной организации, в т.ч. филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном ч. 11 и 12 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ.
Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования по месту нахождения создаваемого филиала.
Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.
Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.
В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.
«Государственно-общественное управление образовательной организацией»
текст подготовила Акимова С.Г., мЗДПО-102
Государственно-общественное управление образованием –
это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих обучающихся.
Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования.
Система государственно-общественного управления образованием включает в себя:
Принципы государственно-общественного управления образованием:
Основные цели участия общественности в управлении образованием:
Общим требованием к управлению образовательной организацией является сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ч. 2 ст. 26 Федерального закона «Об образовании» N 273-ФЗ).
Единоначалие – принцип управления, при котором управленческие решения принимает руководитель единолично, и он же несет за них персональную ответственность.
Коллегиальность – способ принятия управленческих решений, при котором решение принимается группой лиц, как правило, после обсуждения и с учетом их общего мнения.
В сфере образования обязательными коллегиальными органами для всех типов образовательных организаций являются:
К числу факультативных органов управления относятся:
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность образовательным организациям самостоятельно формировать возможные по названию, по способу формирования, по составу функций и полномочий коллегиальные органы управления. Вопросы создания и деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации, в том числе наличие права на принятие управленческих решений (компетенция) должны быть урегулированы уставом. (ст.26)
Следует отметить, что Федеральный закон «Об образовании» не регламентирует компетенцию коллегиальных органов управления образовательной организацией. С формальной точки зрения, допустимо закрепить за коллегиальными органами управления любые полномочия, за исключением тех, которые в соответствии с законодательством отнесены к исключительным полномочиям органа, выполняющего функции и полномочия учредителя и (или) руководителя организации, а также наблюдательного совета в автономных учреждениях. В Федеральном законе «Об образовании» предусмотрены формы и органы опосредованного участия педагогической и (или) родительской общественности в управлении образовательными организациями. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (советы обучающихся, советы родителей, соответственно); действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
В Федеральном законе No 273-ФЗ предусмотрена возможность как создать отдельный коллегиальный орган управления со своей компетенцией, состоящий из обучающихся и их родителей (законных представителей), так и включить указанных лиц в состав коллегиального органа управления. Закон не содержит норм, препятствующих включению представителей обучающихся в состав коллегиальных органов управления (за исключением органов, по своей сути имеющих иную природу, например, названных законом общего собрания работников образовательной организации либо педагогического совета). Представители обучающихся, их родителей (законных представителей) могут быть включены в состав попечительского совета, управляющего совета, совета образовательной организации либо иных подобных органов, если это предусмотрено уставом образовательной организацией. Кроме того, могут быть сформированы отдельные коллегиальные органы управления, выражающие позицию именно обучающихся и их законных представителей. Такие органы теперь нецелесообразно называть «советами обучающихся», дабы не вносить путаницу с точки зрения различения коллегиального органа управления, предусмотренного уставом, и органа, сформированного инициативном порядке и выражающего мнения соответствующих участников образовательных отношений. Например, в образовательной организации согласно ее уставу могут функционировать комитеты обучающихся, конференции или собрания обучающихся».
Нормативные правовые акты:
<письмо>Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 "О направлении информации"
Минобрнауки России подготовлены методические рекомендации о размещении на сайтах и информационных стендах общеобразовательных организаций информации о безопасном поведении в Интернете
Методические рекомендации направлены на качественное повышение уровня информационной деятельности общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, в части информирования учащихся, их родителей и педагогических работников об основных аспектах информационной безопасности.
Для размещения в указанных источниках утверждена, в частности, памятка для родителей об информационной безопасности детей, которая рекомендует, в том числе:
- использовать программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию;
- если ребенок имеет аккаунт в социальных сетях - внимательно изучать, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео;
- быть в курсе сетевой жизни ребенка, интересоваться, кто его друзья в Интернете.
Утверждена также памятка для обучающихся об информационной безопасности детей, согласно которой нельзя:
- сообщать всем свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
- открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
- вести себя невежливо и агрессивно;
- встречаться с Интернет-знакомыми в реальной жизни, не посоветовавшись со взрослыми.