Главная Административное право Государственная служба История государственной службы в России         

История государственной службы в России

Отрицательные черты советской государственной службы

 

Отрицательные черты советской государственной службы

После Октябрьской революции 1917 г. управление деятельностью государственного аппарата страны полностью и окончательно перешло в руки правящей коммунистической партии большевиков. Государственная служба фактически существовала как организационный и социальный институт.

Главными недостатками советской государственной службы были партийный монополизм на кадровую политику и кадры, идеологизированность и тайный номенклатурный подход к ней, подбор служащих только по принципу идейной или личной преданности, слабость нормативно-правовой базы и правовой нигилизм (отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей).

Многие формы и методы подбора и подготовки государственных служащих постепенно приходили в состояние застоя. В первую очередь это касалось номенклатуры. В основу государственной службы СССР был положен принцип номенклатуры должностей.

Под номенклатурой в советское время понимали перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийными комитетами - от райкома (горкома) до ЦК партии.

Для советского государства характерными были партийная монополия на кадровую политику и система «назначенчества» на все руководящие посты по принципу преданности партийной идеологии и власти, административно-командный стиль управления кадров, в том числе и госслужащих.

Все больше и больше государственных решений принималось совместно с партийными органами, партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов, воспринимались государственными органами как обязательные для них.

Назначение служащих осуществлялось на основе политических мотивов в ущерб их деловым качествам и профессионализму. Устанавливался обязательный партстаж для председателей и членов профсоюзов, а также широкий перечень должностей государственных и хозяйственных служащих, на утверждение которых должно было «испрашиваться» согласие ЦК, местных партийных комитетов.

Основными недочетами, которые делали советскую службу неадекватной выполнению задач по управлению государством, можно считать отсутствие должной специализации, профессионализма и служебной четкости в деятельности государственных служащих, слабость нормативно-методической базы госслужбы. Институт государственной службы к 1991 г. представлял собой некодифицированную совокупность подзаконных актов, многие из которых устарели или противоречили друг другу. В основном это были акты исполнительной власти – постановления Правительства СССР и ведомственные акты. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе. Во взглядах на государство и управление возобладал приоритет государственного над личным: усиливалось вмешательство государства в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, а значение институтов гражданского общества постепенно ограничивалось, они подпадали под контроль государства. На такой основе кадровая политика в отношении госслужащих отличалась крайней идеологизированностью, «назначенчеством», чинопочитанием, отсутствием гласности, контроля со стороны масс. Высший кадровый состав формировался как особая «закрытая система», в эпицентре которой находился партийный аппарат.

Таким образом, необходимо отметить, что основными негативными принципами формирования партийно-государственного аппарата в советский период были:

- принцип партийного руководства советскими и хозяйственными органами и их кадрами;

- принцип подбора кадров по политическому признаку, т.е. принцип «классового подхода»;

- принцип «политической зрелости» кадров, т.е. верность марксизму и ленинизму, партии и ее вождям;

- командный принцип формирования руководящих кадров партийно-государственного управления;

- тайный, закрытый, номенклатурный характер кадровой политики.

Текст подготовил Андрей Николаев