(904) 544-13-26
koma-oj@k66.ru
Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. В.С. Соловьёв
Понятие и особенности разрешительной системы
Разрешительная система — это урегулированная правом совокупность общественных отношений между субъектами административной власти и гражданами (организациями), возникающих в связи с выдачей разрешения на занятие определенной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности. Цель разрешительной системы — обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности, если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу. Поэтому на данные виды деятельности объявляется относительный запрет: ею могут заниматься только те, кто получил на это разрешение компетентного органа.
В разрешительной системе можно выделить четыре главных элемента:
1) наличие относительного запрета. Он может быть прямо или косвенно закреплен правовой нормой. Чаще всего это делается косвенно: устанавливается, что заниматься определенной работой можно только при наличии разрешения на это;
2) деятельность по выдаче разрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношении граждан, организаций, организационно им не подчиненных. Сейчас разрешения чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: право на управление (автомобилем, катером и т. д.), допуск (к государственной тайне, к определенной работе), разрешение (на оборот оружия и т. д.), отвод (природных ресурсов), квота и т. д. Разрешение, как правило, дается уполномоченным государственным органом исполнительной власти в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешения — центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;
3) длящиеся отношения между властными и невластными субъектами, обязательным элементом которых является надзор за соблюдением лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности;
4) применение принудительных мер для прекращения (пресечения) нарушений правил, условий разрешенной деятельности и привлечение виновных к юридической ответственности. Представляется, что разрешения на совершение разовых действий, даже если они называются лицензиями (на отстрел,например, лося), находятся за рамками разрешительной системы.
Разрешительная система органично сочетает личный (частный) и публичный интересы. Но ее применение в большем объеме, чем это необходимо, порождает напряженность в отношениях с субъектами государственной власти, способствует развитию бюрократизма, злоупотребления властью и даже коррупции. Субъектами разрешительных правоотношений являются граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и организации (в том числе юридические лица), с одной стороны, и субъекты публичной власти — с другой. Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности.
Разрешение носит экстерриториальный характер. Это означает, что деятельность может осуществляться на всей территории РФ. По общему правилу, если лицензия выдана органом субъекта РФ, соответствующая деятельность может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления их лицензирующих органов. Правовая основа разрешительной системы состоит из многих юридических актов разной юридической силы. Ведущая роль здесь принадлежит Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Включение любой деятельности в орбиту разрешительной системы означает ограничение свободы осуществлять ее. Поэтому это должно делаться только на основании федерального закона.
Разрешительное производство.
Наличие правовых актов, регулирующих особый порядок осуществления названных законом видов деятельности, реализация таких актов означает существование специального административно-правового режима — разрешительного. Его важнейшая часть — разрешительное производство, т. е. регулируемая процессуальными нормами процедура осуществления разрешительной деятельности. В разрешительном производстве выделяются такие стадии: 1) предварительная (возбуждение разрешительного дела); 2) принятия решения; 3) исполнения решения; 4) надзора за соблюдением лицами, получившими разр-ие, установленных требований и условий; 5) аттестация, аккредитация разрешенной деятельности; 6) переоформление, продление разрешений; 7) применение мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий. Последние три стадии являются факультативными.
Разрешительное производство — часть административно-правонаделительного процесса. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности После исполнения решения о выдаче лицензии (разрешения) лицо получает право заниматься тем, на что выдано разрешение, а компетентные субъекты публичной власти приобретают право осуществлять надзор за соблюдением лицензиатами соответствующих правил и условий. Лицензирующие органы при осуществлении надзора вправе: проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки; составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения и устанавливать сроки их устранения; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные, предусмотренные законодательством РФ полномочия. В связи с допущенными нарушениями правил и условий лицензионной деятельности могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения: предостережение, изъятие документов, имущества, запрещение эксплуатации, отстранение от работы, приостановление действия лицензии и др. Виновные граждане и организации могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, у них может быть отозвана (аннулирована) лицензия. Компетентный орган вправе приостановить действие лицензии, если лицензиат: неоднократно нарушает лицензионные требования и условия; совершает грубые нарушения.