(904) 544-13-26
koma-oj@k66.ru
Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. В.С. Соловьёв
Независимая оценка качества образования
О реализации государственной политики в сфере образования в 2013-2014 г.г.
Официальный сайт Московской школы управления "Сколково"
Исследование SEDeC Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО, сентябрь 2013
Секрет изменений — направить всю свою энергию не на борьбу со старым,
а на создание нового.
Сократ
Содержание разделов дисциплины
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Раздел 1. Правовое регулирование образования в правовой системе Российской федерации
Тема 1. Общая характеристика образовательной сферы в Российской Федерации
Право на образование: понятие, природа, место в системе естественных и конституционных прав и свобод. Содержание права на образование. Современная государственная политика Российской Федерации в области образования. Понятие, значение и виды государственной политики. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Способы выработки и закрепления, механизмы реализации государственной политики в области образования. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Соотношение понятий «право на образование» и «образовательное право». Основные понятия в сфере правового регулирования образования.
Тема 2. Источники правового регулирования образовательной деятельности
Образование, обучение и воспитание, присмотр и уход за детьми как институты правового регулирования. Структура системы образования. Отношения в сфере образования как предмет правового регулирования. Цели и основные задачи правового регулирования в сфере образования. Международное правовое регулирование образования. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования. Конституция РФ об образовании и правах обучающихся. Нормативно-правовые акты в сфере образования: особенности, иерархия, виды. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты. Правотворчество в сфере образования: принципы, цели, виды, формы. Педагогическая экспертиза в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания. Органы государственной власти и органы местного самоуправления как субъекты правотворческого процесса в сфере образования. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.
Тема 3. Образовательные отношения
Общая характеристика образовательных отношений. Особенности образовательных отношений. Соотношение понятий «образовательные отношения» и «отношения в сфере образования». Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений. Содержание образовательного правоотношения. Объект и субъекты образовательных отношений. Образовательная программа как объект образовательных отношений. Образовательная программа: понятие, правовая природа, значение, виды, содержание. Общие требования к реализации образовательных программ. Язык образования. Формы получения образования и формы обучения. Субъекты образовательных отношений. Правосубъектность участников образовательных отношений. Лица, осуществляющие образовательную деятельность. Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Управление образовательной организацией. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Информационная открытость образовательной организации. Учителя и педагоги, обучающиеся, законные представители и иные лица как участники образовательных отношений. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Обязанности и ответственность обучающихся. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Обязанности и ответственность педагогических работников. Аттестация педагогических работников. Научно-педагогические работники.
Раздел 2. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 4. Управление системой образования
Принципы управления системой образования. Цели и задачи управления системой образования. Федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. Деятельность органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования. Управление образовательной организацией: сущность, особенности, система, правовые основы. Правовое регулирование отношений между образовательным учреждением и федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Правовое регулирование отношений между органом управления образованием субъекта РФ и местным органом управления. Правовые отношения между федерацией и субъектами РФ по вопросам образования. Принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования. Мониторинг в системе образования. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу. Информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Тема 5. Государственная регламентация образовательной деятельности
Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование и контроль в сфере образования. Лицензирование образовательной деятельности. Порядок выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности. Требования к лицензии на право ведения образовательной деятельности. Переоформление лицензии. Лицензионные требования и условия, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности. Особенности лицензирования образовательной деятельности некоторых видов образовательных организаций. Государственная аккредитация образовательной организации. Цель и порядок проведения государственной аккредитации образовательной организации. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций). Приостановление действия государственной аккредитации и лишение государственной аккредитации. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования. Понятие, формы и органы государственного контроля и надзора за деятельностью образовательных организаций. Порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью образовательных организаций. Органы государственного контроля качества образования: цели и задачи. Порядок осуществления государственного контроля качества образования. Федеральные государственные образовательные стандарты: понятие, структура. Субъекты и порядок разработки государственных образовательных стандартов. Функции государственных образовательных стандартов.
Тема 6. Правовая регламентация организации образовательной деятельности
Основная образовательная программа: понятие, форма, требования к содержанию и структуре, нормативно-правовое обеспечение. Примерная основная образовательная программа. Учебный план и индивидуальный учебный план: понятие, формы, требования к содержанию. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Образовательные программы: понятие, правовая природа, значение, содержание, структура. Виды образовательных программ. Общие требования к содержанию образования. Формы получения образования. Устав, правила внутреннего распорядка и расписание занятий образовательного учреждения. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой. Цели и правовая основа сетевой формы реализации образовательных программ. Требования к договору о сетевой форме реализации образовательных программ. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования. Образовательные инновации: понятие, сущность, значение, виды. Правовое регулирование экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.
Тема 7. Правовая регламентация обеспечения образовательной деятельности
Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Независимая оценка качества образования. Правовые аспекты управления качеством образования в образовательной организации. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Информационная открытость системы образования. Информационные системы в системе образования. Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы, региональных информационных систем. Правовое обеспечение защиты персональных данных участников образовательной деятельности.
Тема 8. Правовые споры участников образовательных отношений
Правонарушение в сфере образования (образовательный деликт): понятие, признаки. Классификация деликтов в сфере образования. Причины и условия правонарушений в образовательной сфере. Пути предупреждения образовательных деликтов. Юридическая ответственность в образовательной области: содержание, виды, меры. Основания юридической ответственности в области образования. Состав правонарушения в сфере образования. Соотношение понятий «юридическая ответственность» и «академическая ответственность» в сфере образования. Реализация и виды юридической ответственности в сфере образования: порядок, субъекты, критерии и факторы эффективности. Административно-правовая ответственность в системе образования.