Главная Образовательное право Правовой статус участников образовательной деятельности         

Правовой статус участников образовательной деятельности

Система образования

 

Участники образовательного процесса 

 

Вопросы приёма, перевода и отчисления обучающихся 

 

Меры социальной поддержки и стимулирования обучающихся 

 

Правовой статус педагогического работника

 

Академические права и свободы педагогических работников 

 

Социальные и трудовые права педагогических работников 

 

Обязанности педагогических работников 

 

Аттестация педагогических работников 

 

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

 

Социальные гарантии реализации прав граждан на образование

 

Получение образования различными категориями обучающихся

 

Дискриминация в сфере образования

 

Современные проблемы дошкольного образования

 

Информатизация в образовании

 

Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.

 

Обязанности и ответственность студентов

 

Ответственность обучающихся за правонарушения

 

Охрана здоровья обучающихся

 

Правовой статус обучающегося в Российской Федерации

 

Коррупционные проблемы системы образования

 

Самообразование как основа успешности человека

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.05.2018 N 19-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго, третьего, десятого и двенадцатого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с запросом Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга"

Отсрочка от призыва, предоставленная гражданину в период обучения по программе среднего общего образования, не должна учитываться при его поступлении на обучение по программе среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения абзацев второго, третьего и десятого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая основания, условия и порядок предоставления отсрочек от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые поступили на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования, тем обстоятельством, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования тех из них, кто освоил имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.

Конституционный Суд РФ отметил, что в своем Постановлении от 17 апреля 2018 года N 15-П он уже обращался к вопросам, связанным с установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" правом граждан на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам общего и профессионального образования.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ по этим вопросам, изложенные в указанном Постановлении, сводятся, в частности, к следующему:

конституционный принцип равенства всех перед законом, который распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением профессионального образования, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов; иное означало бы нарушение принципа равного исполнения гражданами РФ своих конституционных обязанностей, в том числе конституционной обязанности гражданина РФ по защите Отечества посредством несения военной службы по призыву;

осуществляя дифференциацию в правовом положении граждан в зависимости от такого критерия, как достижение определенного возраста, федеральный законодатель вправе использовать этот критерий только в случае, если он позволяет разделить граждан на объективно разные категории;

граждане, поступившие на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования в возрасте от шести лет и шести месяцев до восьми лет и завершившие освоение указанных образовательных программ в пределах сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, должны рассматриваться как одна категория для целей правового регулирования отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением гражданином образования по очной форме обучения;

отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательных программ среднего общего образования в общеобразовательных организациях в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры - притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование - не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ, сохраняющие свою силу и являющиеся общеобязательными и подлежащими учету прежде всего всеми представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, в полной мере применимы и к правовому регулированию условий предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением среднего профессионального образования.

Отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения по очной форме обучения имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в общеобразовательных организациях в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования - притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на среднее профессиональное образование - не имеет, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в Постановлении от 17 апреля 2018 года N 15-П, объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.

С учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию программе среднего профессионального образования, если он поступил на обучение по программе среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования.

 

<письмо>Минобрнауки России от 20.04.2018 N 08-1051 "Об организации пункта проведения экзаменов на дому"

Минобрнауки России даны разъяснения об организации пункта проведения экзаменов на дому для лиц, имеющих медицинские показания и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии

Для создания специальных условий обучающемуся при организации сдачи им экзамена на дому участнику экзамена и (или) его родителям (законным представителям) необходимо вместе с подачей заявления на прохождение ГИА-9 (ГИА-11) представить заключение медицинской организации и копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

На основании представленных документов региональные органы власти с сфере образования обеспечивают организацию экзамена (экзаменов) для такого обучающегося на дому, а также обеспечивают все специальные условия, указанные в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Установлены, в частности, следующие требования к организации и оборудованию пункта проведения экзаменов с учетом индивидуальных особенностей указанных обучающихся:

- увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа;

- организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;

- беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занимать рабочее место, передвигаться, читать задания, переносить ответы в бланки;

- использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;

- другие специальные условия.

Правовое обеспечение реализации права на образование маломобильных групп населения

Выполнила: Лобурь Л.А. КТ-203

В обществе встречаются люди с ограниченными возможностями передвижения, их относят к маломобильным группам населения. К слову, маломобильные группы населения – это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п. Современное общество, в основном, рассчитано на людей здоровых, способных к передвижению, активному образу жизни. Начиная от детского сада и заканчивая университетом, процесс обучения подразумевает, что человек будет самостоятельно приходить в учебное заведение, посещать уроки, лекции, проходить практику, участвовать в каких-либо проектах, мероприятиях, проводимых организацией. Но что делать людям, которые не имеют возможности самостоятельно посещать образовательные учреждения, проводя там по 6, а то и более часов? В этой работе я хочу рассмотреть то, как государство и сами учебные заведения реализовывают обучение маломобильных групп населения.

Конвенция ООН о правах инвалидов

Сейчас в России не везде соблюдены необходимые условия для комфортной деятельности маломобильных граждан. Одной из причин этого может быть история страны. Во времена СССР официально не признавалась такая категория граждан, как инвалиды, поэтому, после его распада, ни законодательство, ни инфраструктура, ни общество не были адаптированы к полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения. И, когда в европейских странах уже были признаны права инвалидов и создавались все условия для их деятельности, в Российской Федерации только начали осознавать всю важность и серьезность данного вопроса. Таким образом, политика России в отношении маломобильных групп населения отстала от мировой практики на десятилетия.[2]

На 2014 год в России было зарегистрировано около 58 млн. человек, относящихся к маломобильным группам. Это 41% населения страны. 

13 декабря 2006 года резолюцией Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция ООН о правах инвалидов. В общей сложности она состоит из 50 статей.

Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждой из ее конкретных статей:

  • Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц;
  • Недопущение дискриминации;
  • Полная и эффективная интеграция в общество;
  • Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности;
  • Равенство возможностей;
  • Доступность;
  • Равенство между мужчинами и женщинами;
  • Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Россия подписала данную Конвенцию в 2008 году, однако закон о ее ратификации вышел лишь в 2012 году. Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов — орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-участниками Протокола. [1]

«Доступная среда» 2011-2020 гг.

Благодаря Конвенции ООН о правах инвалидов, вскоре, также была принята государственная программа «Доступная среда» 2011-2020 гг. В нее входили подпрограммы, в том числе федеральные целевые программы: обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов; совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы.

Цели программы заключались в:

  1. Формировании условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  2. Формировании системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
  3. Совершенствовании механизма предоставления услуг в сфере профессионального образования и занятости инвалидов;
  4. Совершенствовании механизма предоставления услуг в государственной системе медико-социальной экспертизы.

Задачи программы:

  1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  2. Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  3. Повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
  4. Модернизация государственной системы медико-социальной экспертиз.

Безусловно, Конвенция ООН по правам инвалидов и программа «Доступная среда» оказали сильное влияние на возможность обучения людей с ограниченными возможностями. Было построено множество пандусов, лифтов, для упрощения передвижения. Смягчилось отношение общества к маломобильным группам населения. Увеличилось количество обучающихся инвалидов в школах, университетах. Учебные заведения, при работе с маломобильным населением, стараются подстроиться под потребности конкретного человека, идут на уступки, создают максимально комфортные условия.[5]

Общие вопросы получения инвалидами образования

Рассмотрим и другие нормативные акты по вопросам получения инвалидами среднего и высшего образования. Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации». В документе говорится о том, что любой человек имеет право на образование, право выражать свое мнение о том, какого вида и какой формы образование он хочет получить, право на получение дополнительных образовательных услуг, право на продолжение обучения в образовательных учреждениях, если ребенок обучался на дому, при положительной аттестации и т.д. Если проанализировать этот закон, то можно увидеть, что он содержит гарантию прав каждого ребенка на получение образования в максимальном объеме, предусмотренном государственными образовательными стандартами.[4]

Согласно статье 71 Закона РФ «Об образовании»: вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Статья 19 Федерального закона №181 ФЗ от 29.12.15 «О социальной защите инвалидов в РФ» содержит очень важные нормы: образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях органы образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей или лиц, их заменяющих, обучение детей по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность по обучению инвалидов во взаимодействии с государственными службами занятости, органами управления образованием и социальной защиты населения на договорных началах. Образовательные учреждения должны выполнять ряд условий для обеспечения индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов:

  • приспособление зданий и помещений к возможностям инвалидов беспрепятственно передвигаться;
  • адаптация программ обучения с учетом психофизиологических особенностей инвалидов;
  • педагогическая коррекция учебного процесса.

При этом указывается, что образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ. Недопустимо введение для них «облегченных» программ. Только при таком подходе к обучению инвалидов они будут конкурентоспособными на рынке труда.

Обучение инвалидов осуществляется в различных формах, предусмотренных уставом образовательного учреждения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная или сочетание указанных форм. Оптимальной формой обучения для некоторых инвалидов является очно-заочная. Среди этих сравнительно распространенных форм действующим законодательством предусмотрены и другие, менее известные, в частности, экстернат и дистанционная форма обучения.

Дистанционную форму обучения, использующую возможности интернета, можно рассматривать как инновационную и очень перспективную. В законодательном отношении она регламентируется Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного пребывания возможности освоения основных или дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться образовательным учреждением по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.

Обсуждая проблему реализации прав маломобильных граждан в сфере образования, необходимо отметить, что возможность получения инвалидами среднего и высшего образования в значительной степени зависит от качества их обучения в средней школе.

В итоге можно сказать, что Конституция и законы нашей страны содержат достаточно хорошо разработанную правовую базу для реализации инвалидами своего права на образование, но не везде эти законы могут соблюдаться, поэтому необходимо знать свои права и отстаивать их.

Конечно, в настоящее время в нашей стране не везде уделено достаточно внимания проблемам маломобильных групп населения, но социальное неравенство этих групп в обществе, которое было в неизменном состоянии долгий период, с 2008 г. утратило ярко выраженный характер. Сейчас государством принимаются различные меры по улучшению положения инвалидов в обществе. Можно отметить также стабильность темпа, с которым происходят изменения в данной ситуации. С принятием Конвенции ООН о правах инвалидов, постепенным развитием доступной среды городов, повышением количества работающих инвалидов-колясочников, а также более широким освещением данной проблемы в СМИ можно сказать, что ситуация и дальше будет отмечаться положительной динамикой. Но, все же, пока не все могут получить полноценное образование. К сожалению, данную проблему невозможно решить только с помощью мер административного и нормативно-правового характера, необходимо изменение отношения к проблеме со стороны всего общества в целом.

  1. Статья «Краткое изложение Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/rights/disabilities/about_ability/inbrief.shtml (дата обращения: 17.10.16);
  2. Статья «Маломобильные группы населения в современной России: аспекты социального неравенства» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2FCyberLeninka.ru%2Farticle%2Fn%2Fmalomobilnye-gruppy-naseleniya-v-sovremennoy-rossii-aspekty-sotsialnogo-neravenstva.pdf&name=malomobilnye-gruppy-naseleniya-v-sovremennoy-rossii-aspekty-sotsialnogo-neravenstva.pdf&lang=ru&c=58038ccc5c7e&page=3 (дата обращения: 17.10.16);
  3. Статья «Начальное, среднее и высшее профессиональное образование инвалидов» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://paralife.narod.ru/socialnaya-zashhita/obrazovanie-invalidov.htm (дата обращения: 17.10.16);
  4. Статья «Реализация инвалидами права на образование и на участие в культурной жизни» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vsem-mirom.narod.ru/krizis/obr4.htm#4 (дата обращения: 17.10.16);
  5. Статья «Доступная среда на 2011-2020 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/4 (дата обращения: 17.10.16).