Главная Административное право Исполнительная власть в Российской Федерации         

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительная власть как вид государственной власти

 

§ 1. Исполнительная власть и государственное управление

 

Исполнительная власть – это государственная власть. Исполнительная власть служит инструментом превращения продуктов законотворчества и правосудия в реалии общественной жизни. В руках исполнительной власти находятся инструменты непосредственного, физического властного воздействия на общество и личность. Рассматривая вопрос о соотношении исполнительной власти и государственного управления следует исходить из того, что категории эти разноуровневые, разнопорядковые, т.е. попросту несравнимые.

 

Исполнительная власть — абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность. Осуществление указанных функций исполнительной власти есть результат совершения управленческих действий и принятия управленческих решений. Термин «государственное управление» имеет практический организационно-юридический смысл. Государственное управление — это форма осуществления исполнительной власти, т.е. деятельность по осуществлению исполнительной власти (ее можно также назвать исполнительно-распорядительной деятельностью). Необходимыми атрибутами государственного управления являются нормотворчество, реализация властных полномочий и мер государственного принуждения, регулирования и т. д.

 

Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления; эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур.

 

Исполнительная власть — это система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление. Она реально воздействует на общественные отношения посредством деятельности особых звеньев государственного аппарата, которые являются органами исполнительной власти, т.е., по существу, органами государственного управления и муниципального самоуправления.

Государственное управление есть вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть как одна из частей единой государственной власти. Государственное управление осуществляется в определенных пределах и органами других ветвей власти. Законодательная и судебная власть, выполняя присущие только им функции и полномочия, также используют в своей деятельности и государственное управление. Оно является более широким понятием по отношению к исполнительной власти, обусловливает качественные характеристики последней и наблюдается в деятельности всех ветвей государственной власти. Исполнительная власть – это система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление. Она реально воздействует на общественные отношения посредством деятельности особых звеньев государственного аппарата, которые являются органами исполнительной власти, т.е. по существу, органами государственного управления и местного самоуправления.

Государственное управление – это вид государственной деятельности, в рамках которого осуществляется исполнительная власть как одна из частей единой государственной власти.

 

Государственное управление осуществляется в определенных пределах и органами других ветвей власти. Таким образом, государственное управление является более широким понятием по отношению к исполнительной власти, оно обусловливает качественные характеристики последней и наблюдаются в деятельности всех ветвей власти.[1]

Варианты практической реализации исполнительной власти в рамках рыночной экономики (регулирование).

а) разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах федерального и регионального масштабов;

б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции и т. п.);

в)  управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

г)  регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

д)  обеспечение государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

 

§ 2. Признаки исполнительной власти

 

Государственная власть опирается на государственный аппарат, юридические нормы, материальные ресурсы, механизмы убеждения и принуждения. И само государство, и его деятельность можно рассматривать как средство управления, осуществляемого в интересах социальной группы, класса или всего народа как инструмент властвования.

Исполнительную власть можно трактовать в двух основных аспектах:

1) в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты;

2) в политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию (систему органов исполнительной власти), компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность.

  • ее вторичность, подчиненное положение, зависимость от высшей власти
  • ее организующий характер

Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. Она переводит политические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в обычных, и в экстремальных условиях. Закон служит только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляют органы исполнительной власти.

Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.

Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т.е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, работу государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).

Наличие в непосредственном ведении исполнительной власти огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.

Ведая огромными ресурсами, исполнительная власть непосредственно их не использует. Она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др. Исполнительная власть реализует исполнительно-распорядительную деятельность, в процессе осуществления которой издается огромное количество распоряжений — административных актов.

В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, в частности армия, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке — важная черта исполнительной власти.  

Единая, большая по объему, иерархически построенная государственную система. Единство многоуровневого механизма исполнительной власти — важнейшая основа единства государства. В отличие от других властей исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.

Исполнительная власть выступает как вторичная по отношению к представительным (законодательным) органам, которые определяют ее структуру, полномочия ее органов. Издаваемые ею властные акты подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке закон. Действия органов и должностных лиц системы исполнительной власти не могут противоречить закону, являются его исполнением.

В условиях правового государства значительно изменяются объем и формы контроля за деятельностью исполнительной власти. Ее подконтрольность приобретает качественно иной характер. Исполнительная власть не подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламент, и суды, и иные органы, не принадлежащие ни к одной из трех ветвей власти (прокуратура, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и др.). В Российской Федерации огромные контрольные полномочия принадлежат также Президенту РФ.

 

§ 3. Функции исполнительной власти

 

Главная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается в качественном выполнении задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления. Однако исполнительная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей государственной власти, выполняет и собственные функции, задающие основные направления деятельности ее органов, которые реализуют особые государственно-властные полномочия. В данном случае исполнительная власть рассматривается как политико-государственное явление, как средство обеспечения публичных интересов.

Сущность функций исполнительной власти выявляется и посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти.

Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная), т.е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) «правозащитная», т.е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;

6) нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов;

7) охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.

 

§ 4. Субъекты исполнительной власти

 

Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:

1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в РФ.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в РФ являются:

1) Президент РФ;

2) Правительство РФ;

3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);

4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

5) главы  субъектов РФ (президенты, главы администраций);

6) правительства субъектов РФ;

7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления.

Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т.е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений.

Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

1) число государственных служащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);

2) субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;

3) должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;

4) органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;

5) государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.  

[1]  Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Том первый. – М.,  2002,  с.193 -194.

 

 

 

Понятие и виды органов исполнительной власти.  

 

Орган исполнительной власти - политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций государственной власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным: а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением; б) функционально. Его главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций; в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа. Компетенция органа государственного управления - "система полномочий этого органа по осуществлению государственной власти... она включает в себя обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) выполнять определенные задачи и функции... применительно к этим объектам". Подзаконность деятельности органов исполнительной власти — важнейший момент в их правовом положении. Слабым местом в статусе органов исполнительной власти яв­ляется неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности. Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т.е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы государственные должности государственной службы. Законодатель не устанавливает понятия органа исполнительной власти, ограничиваясь лишь указанием на существование единой системы государственных органов исполнительной власти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, ПО, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах их полномочий. Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, негосударственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления. Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом гос-ых служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Принципы деятельности органов исполнительной власти: а)  государственная и территориальная целостность РФ; б)  распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; в)  верховенство Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ; г) единство системы государственной власти; д)  разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е)  разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; ж)  самостоятельное осуществление органами ИВ субъектов РФ принадлежащих им полномочий; з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами МС, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4. Главная задача органа ИВ — правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение действующих законов и иных НПА, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

5. Деятельность органов ИВ по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа ИВ, т.е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который  имеет  специальный  административно-правовой  статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.).

7. Органы ИВ наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных НПА. В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят: а) исполнительно-распорядительная деятельность; б) контрольно-надзорные функции; в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия; г) нормотворческая деятельность; д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган ИВ постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы ИВ наделены правом нормотворческой деятельности, т.е. правом издания актов управления (административных актов). Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами.

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. ФЗ и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов ИВ и их должн-х лиц.

13. Орган исполнительной власти — юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа ИВ осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий. Являясь разновидностью органов государственной власти, органы исполнительной власти в РФ олицетворяют одно из направлений государственной власти, принадлежащей народу. «Органы государства – это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) осуществляет свою власть». И хотя органы исполнительной власти субъектов РФ не получают непосредственно власть из рук народа, а формируются в порядке, установленном законом, тем не менее, они реализуют государственную власть на соответствующей территории, источником которой является многонациональный народ России. В этой связи Конституция Российской Федерации зафиксировала реализацию государственной власти органами исполнительной власти наряду с органами законодательной и судебной власти. Административно-правовой статус этих органов складывается из их компетенции, которую формирует совокупность государственно-властных полномочий, и специальной правосубъектности. Этот статус позволяет сделать обобщенный вывод. «С одной стороны, органы исполнительной власти – это разновидность органов государственной власти, с другой, - субъекты именно исполнительной власти, призванны обеспечить ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам деятельность – государственное управление, являясь также органами государственного управления». Этот вывод отражает государственно-властный критерий формирования административно-правового статуса данных органов. Он определяется государственно-властными полномочиями, реализуемыми органами исполнительной власти в Российской Федерации, и позволяет рассматривать эти органы в качестве разновидности органов государственной власти. В дореволюционный период развития российского государства Н.М. Коркунов писал: «Государственная власть, как сила, обусловленная сознанием гражданами их зависимости от государства, порождает в общественной жизни своеобразные явления и притом двоякого рода. Во-первых, она побуждает граждан совершать то, что они считают необходимым для государства, от которого сознают себя зависимыми, …во-вторых, …граждане подчиняются велениям отдельных лиц, признаваемыми органами государственной власти. … Те лица, за которыми признается право распоряжения в определенном отношении властью, называются органами государственной власти». Государственно-властный характер органов власти с определением классовой природы государственной власти особенно четко обозначен Ф. Энгельсом. «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более он осуществляет господство этого класса». В настоящее время государственно-властный характер органов исполнительной власти ученые связывают также с их государственно-властными полномочиями. По утверждению Е.Н. Козловой и О.Е. Кутафина, «являясь гражданами или коллективом граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются основным признаком: каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями». Большинство ученых среди общих признаков, характерных для государственных органов, выделяют «признак прямого, непосредственного осуществления государственной власти, наделения государственно–властными полномочиями». Это специфический признак всех органов государственной власти. Государственный орган, разновидностью которого считается орган исполнительной власти, «является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно–властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке». «Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения». Являясь одним из видов органов государства и реализуя государственно-властные полномочия, органы исполнительной власти осуществляют государственное управление на территории Российской Федерации или соответствующего субъекта Российской Федерации. Наличие государственно-властных полномочий у органов исполнительной власти является особенно важным признаком их административно-правового статуса. Он позволяют определить место и роль органов исполнительной власти в системе органов государственной власти. Единая система исполнительной власти в Российской Федерации состоит из всех исполнительных органов, сформированных как на уровне России, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Система исполнительной власти субъекта Российской Федерации состоит из всех исполнительных органов соответствующего субъекта Российской Федерации.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти отражает две специфические черты организации этого органа. С одной стороны, указанный орган формируется как особая форма организации, состоящая из должностных лиц, с другой стороны, - как часть государственного аппарата (механизма государства). Орган «представляет собой организованную группу лиц, но она является частью целого, которое определяет само существование, содержание и формы функционирования части, ее место в аппарате, ее структуру. Если в первом случае на орган смотрят «сверху», то во втором – «снизу», то есть оба подхода страдают односторонностью. Поэтому в определении лучше всего назвать оба признака: государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентируется правом». Орган исполнительной власти «представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально–культурным и административно – политическим строительством». Орган представляет государство, но не сливается, однако, с ним. Система органов – это еще не государство, а лишь его аппарат (то есть один из элементов государства). По мнению В.В. Лазарева, «государственный механизм – это совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности». О.Е. Кутафин считает, что «…государственный орган –это часть государственного аппарата, наделенная государственно–властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном порядке». Следовательно, орган исполнительной власти как система – это организованный коллектив должностных лиц, в том числе государственных служащих, образующих систему в виде самостоятельной части государственного аппарата (государственной администрации), «осуществляющий особый вид государственной деятельности, связанной с исполнением законов и иных нормативных правовых актов, организацией управления сферами и отраслями государственного и хозяйственно–культурного строительства, совершением в этих целях распорядительных действий». Рассмотрение органов исполнительной власти в качестве особой организации людей и элемента государственного аппарата имеет законодательное обоснование. Устанавливая типовое наименование органа исполнительной власти, Конституция Российской Федерации одновременно использует его в двух значениях. Отдельные ее статьи применяют термин «исполнительный орган государственной власти», другие - «орган исполнительной власти». Эти терминологические особенности в названии органов исполнительной власти следует обосновать положениями системного подхода. Если орган исполнительной власти необходимо использовать в значении типовой системы, то есть совокупности должностных лиц, то целесообразно использовать термин «орган исполнительной власти». Востребованным является термин «исполнительный орган государственной власти», в случае, если необходимо подчеркнуть значение органов исполнительной власти как подсистемы, то есть элемента системы исполнительной (видовой) или государственной власти (родовой). Конституция Российской Федерации, закрепляя конституционный принцип местного самоуправления, выделяет два вида органов власти: органы государственной власти и органы местного самоуправления. Такая классификация объясняется содержанием ст. 12 Конституции Российской Федерации и положениями федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ. В систему органов государственной власти не включаются органы местного самоуправления. Таким образом, изучая понятие органов исполнительной власти, необходимо определить их административно-правовой статус. Орган исполнительной власти (орган государственного управления, субъект государственной администрации) - это целостное, структурно оформленное самостоятельное учреждение, обладающее функциональной самостоятельностью, наделенное полномочиями государственно-властного в сфере исполнительной власти, государственного управления. Административно-правовой статус органов исполнительной власти формирует их административная правосубъектность. Общими чертами их правового положения являются: подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти; исполнительно-распорядительная деятельность; издание подзаконных нормативных правовых актов и индивидуальных актов; подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. Компетенция органа исполнительной власти как элемент его административно-правового статуса – это система полномочий этого органа по осуществлению функций исполнительной власти посредством реализации прав и обязанностей. Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, т.е. направления деятельности, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности и его структуру. Государственная администрация - совокупность государственных служащих, или система органов государственной исполнительной власти. Они (органы, служащие) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, содержанием которой является непосредственная повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства, стоящих перед ним задач. Административная деятельность (управление) объективно необходима. Она делится на более простые, специальные виды организационной деятельности. Их принято называть функциями управления (административной деятельности). В юридической литературе чаще всего функция понимается в двух смыслах. Во-первых, функция связывается с объектом административного воздействия (предметный подход).

Соответственно различают такие функции государственной администрации, как: 1) обеспечение безопасности личности, общества, государства (оборона, общественный порядок, разведка и контрразведка, охрана государственной границы и др.); 2) обеспечение развития экономики, осуществление административно-хозяйственной деятельности (руководство промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, сбор налогов, содействие развитию предпринимательства, антимонопольная деятельность и др.); 3) обеспечение реализации социальной политики государства (организация образования, здравоохранения, научных исследований, социальной защиты и др.); 4) осуществление связей (политических, экономических, культурных, научных, спортивных и т. д.) с другими государствами, с международными организациями. Во-вторых, функция понимается как один из общих способов организации, административного воздействия исполнительной власти на подвластных (инструментальный подход). В литературе такие функции чаще всего называют общими функциями управления. Общие функции — это всеобщие, типичные способы информационного взаимодействия между субъектами и объектами социального управления. Это устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды административной деятельности вообще. Каждая общая функция объективно необходима. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией. К числу общих функций можно отнести: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учет, контроль и др. Организовывать, осуществлять исполнительную власть — это значит прогнозировать, планировать, контролировать и т.д. Каждый субъект административной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию. Организационная обособленность — важный признак развитой и значительной по объему функции. В реальной жизни общие функции конкретизируются, приобретают специфические черты. Так, существует не контроль вообще, а финансовый, внутриведомственный контроль, инспектирование и т. д.