Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Российский
государственный профессионально-педагогический университет"
"Нормативно-правовое
обеспечение информационной безопасности в России"
Выполнил:
Студент группы ИБ-101
Титов В.А.
Студент группы ИБ-101
Филиппов И.Е.
Екатеринбург
2014 год
Содержание
Введение
.........................................................................................................................................................
3
1.
Система
информационной безопасности в Российской Федерации..........................................................................................................................................
4-5
1.1 Основные угрозы для системы информационной
безопасности................................................. 5-7
1.2 Обеспечение информационной
безопасности ............................................................................
8-10
2.
Структура
нормативно-правового обеспечения информационной безопасности в Российской
Федерации. Принципы его формирования
................................................................................
11-12
3.
Информационное
законодательство
................................................................................................
13
4.
Проблемы, возникающие
в процессе обеспечения информационной безопасности
.........................................................................................................................................................
14-15
5.
Законодательная
база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности.15-18
Введение
В
Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к
информационному обществу. Ни одна сфера жизни современного общества не может
функционировать без развитой инфраструктуры. Информация проникает во все сферы
деятельности государства, именно поэтому информация имеет важное политическое и
стоимостное выражение. Сейчас актуальный характер приобретает задача
обеспечения информационной безопасности нашего государства, как основного
элемента безопасности нации. Защита информации является первостепенной задачей любого другого государства, которая
происходит на протяжении множества этапов развития государства, зависящих от
потребностей государства, возможностей, методов и средств ее добывания,
правового режима государства и реальных возможностей защиты информации.
В Российской Федерации существует одна из многих главных
проблем, проблема правового регулирования информационных отношений при развитии
информационного общества в России, заключается
в тщательном исследовании, так как резко ускорившиеся информационные
процессы "мировой" глобализации, нуждаются в адекватном и тщательно
сформированном правовом регулировании.
Тема данной работы заключается в том, чтобы
рассмотреть и изучить нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере
информационной безопасности, а так же, как позволяет система права увидеть
пробелы в законодательстве.
Мы поставили перед собой задачи:
- Исследовать систему и понятия информационной
безопасности
- Рассмотреть законодательство и нормативные
документы, а так же нормативно правовые акты, регулирующие отношения с сфере информационной безопасности
- Донести изученную нами информацию до аудитории
1) Информационная
безопасность в России. Система информационной безопасности
Быстро
развивающиеся компьютерные и информационные технологии вносят существенные
изменения в жизнь людей. Информация стала тем товаром, который можно
приобрести, продать, обменять. От информации зависит многое, но самое важное –
благополучная и комфортная жизнь людей в
том или ином государстве.
"Под информационной
безопасностью понимается - защищенность информационной системы от
несанкционированного доступа, наносящего
ущерб владельцам информации, а также на физические носители."[8]
"Наиболее
важными аспектами информационной безопасности являются:
·
политическая обстановка в мировом
сообществе;
·
наличие внутренних потенциальных угроз;
наличие внешних угроз;
·
состояние и уровень информационно-коммуникационного
развитости той или иной страны;
·
внутриполитическая ситуация в том или
ином государстве. "[15]
Для того, чтобы понять в чем заключается суть
специальности информационной безопасности, нужно разобраться с термином
информация, в разных источниках информация понимается по
разному:
Информация
- это:
1)
"это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать,
обрабатывать, клонировать использовать, редактировать, форматировать,
архивировать и т.д. "[5]
2)
"это
знания и опыт или сведения о ком-либо или о чем-либо."[4]
Информационная сфера становится
не только важным аспектом безопасности государства, но и важнейшей отраслью международного сотрудничества, а также поводом
соперничества между ними. По мнению Бочарова Е.П., а также Колдиной А.И.,среди проблем в сфере информационных технологий, выделяются
три аспекта:
·
доступность;
·
целостность (защита
от несанкционированного доступа и изменения информации из
вне);
·
конфиденциальность (защита
от несанкционированного прочтения).
Нарушения доступности,
целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны разнообразными
опасными и менее опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
"В национальной безопасности Российской
Федерации подчеркивают факт усиления угроз национальной безопасности Российской
Федерации в информационной сфере и телекоммуникационных сетях."[3]
"Серьезную опасность представляют собой стремление ряда некоторых стран к
доминированию в мировом информационном сообществе, вытеснению России с
информационного рынка. "[13]
1.1) Информационная безопасность. Основные угрозы
В наше время
информационная безопасность это система представляющая
сложнейшую систему, состоящая из различных автономных компонентов в большом
количестве, между которыми существует связь для передачи тех или иных данных.
"Угрозы
информационной безопасности классифицируются на следующее факторы:
·
По аспекту информационной
безопасности:
o
Угрозы нарушения конфиденциальности (несанкционированный доступ к информации).
o
Угрозы нарушения целостности (неправомочное изменение данных).
o
Угрозы блокирующие доступ к данным (осуществление действий, делающих
невозможным или затрудняющих доступ к ресурсам информационной системы).
·
По степени преднамеренности
действий:
o
Случайные (неумышленные
действия)
o
Преднамеренные (умышленные
действия, вроде слежки, и перехвата пакетов)
·
По расположению источника угроз:
o
Внутренние (угрозы
располагающиеся внутри системы).
o
Внешние (угрозы находящиеся вне
системы).
·
По объемам нанесенного ущерба:
o
Общие (нанесение ущерба объекту
безопасности)
o
Локальные - Внутренние (нанесение
ущерба в определенных областях безопасности).
o
Частные (нанесение вреда
определенным свойствам объекта безопасности).
·
По степени воздействия на
информационную систему:
o
Пассивные (структура и
содержание системы не изменяются).
o
Активные (структура и
содержание системы подвергается изменениям). "[]
Опасные
воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Информация подвергается
различным случайным воздействиям на всех этапах существования системы. "Причинами случайных
воздействий при эксплуатации могут быть:
·
отключение электропитания;
·
сбои в работе аппаратуры;
·
сбои и в программном обеспечении;
·
ошибки в работе персонала;
Классификация
типов нарушителей, и примерное их воздействие на работу системы:
·
нарушителем может быть как
постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
·
нарушителю известна информация о
принципах и алгоритмах работы информационной системы;
·
нарушитель выбирает наиболее уязвимое
место в защите. "[16]
На наш
взгляд, наиболее распространенным видом несанкционированного доступа, являются
ошибки и уязвимости в работе системы защиты.
Классификация
несанкционированного доступа, благодаря которым можно осуществить хищение,
редактирование (изменение), или уничтожения информации:
·
"Через человека:
o
хищение внешних и внутренних
физических носителей информации;
o
ввод и вывод информации с экрана или
клавиатуры;
o
вывод данных из распечатки.
·
Через программу:
o
перехват паролей;
o
дешифровка зашифрованных данных на
физических или виртуальных носителях;
o
копирование данных с физического
носителя.
·
Через аппаратуру:
o
подключение специально разработанных
приборов, обеспечивающие доступ к информации обходя
систему защиты, и получения доступа к информации;
o
перехват пакетов данных по каналам
телекоммуникационных сетей и т.д. "[13,11]
1.2) Обеспечение информационной безопасности
Мы изучили нормативно правовую базу, обеспечивающая
защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа и безопасности
информационных и телекоммуникационных систем. "Выделяются следующие типы
угроз, на основе которых создаются правовые условия для противодействия им:
·
противоправный сбор и использование
информации;
·
нарушений технологий обработки
информации;
·
введение в аппаратные и программные
изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти
изделия;
·
разработка и распространение
программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и
информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты
информации;
·
уничтожение, повреждение,
радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки
информации, телекоммуникации и связи;
·
воздействие на парольно-ключевые
системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
·
компрометация ключей и средств
защиты информации методами криптографии;
·
утечка информации по техническим
каналам;
·
внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства
обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные
помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций
независимо от формы собственности;
·
уничтожение, повреждение, разрушение
или хищение машинных и других носителей информации;
·
перехват информации в сетях передачи
данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;
·
использование несертифицированных
отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты
информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и
развитии российской информационной инфраструктуры;
·
несанкционированный доступ к
информации, находящейся в банках и базах данных;
·
нарушение законных ограничений на
распространение информации. "[13,11,7]
"Формирование
режима информационной безопасности - проблема комплексная. Меры по её решению
можно подразделить на пять уровней:
·
законодательный (законы, нормативные акты, стандарты и т.п.);
·
морально-этический (всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению
престижа конкретного человека или целой организации);
·
административный (действия общего характера, предпринимаемые руководством организации);
·
физический (механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных
путях проникновения потенциальных нарушителей);
·
аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).
"[7]
По нашему
мнению, а также опираясь опираясь
на опыт, и статистку в том числе, мы представили некоторые методы по
обеспечению защиты информационной безопасности:
·
Стоимость средств защиты должна быть
меньше, чем размеры возможного ущерба
·
Нужно разработать систему уровней
персонала, и дать каждому уровню определенные ограничения по доступу к
информации;
·
Возможность отключения всех систем в
экстренных случаях;
·
Специалисты информационной
безопасности должны знать принципы и алгоритмы работы систем защиты;
·
В случае возникновения чрезвычайных
ситуаций, обслуживающий персонал должен адекватно и правильно отреагировать на
угрозу;
·
Под защитой должна находиться вся
система обработки информации;
·
Администраторы системы защиты
информационной безопасности, не должны быть в контроле системы;
·
Система защиты должна иметь
корректную работу без ошибок в программировании;
·
Лица, занимающиеся обслуживанием, и
обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность;
·
Защита становится более эффективной,
если она предоставляет изменение своих параметров со стороны администратора;
·
Существование механизмов защиты
должно быть по возможности скрыто от пользователей, работа которых находится
под контролем;
·
Должна быть хорошо спланированная
нормативно правовая база, с помощью которой ответственность распределялась бы
отдельно на каждое ответственное лицо, а также позволяющая адекватно
противостоять атакам на информационную систему, в рамках закона;
"Аппаратно-программные
методы защиты информации подразделяют на пять групп:
1.
Системы идентификации и аутентификации пользователей (Применяются для
ограничения доступа случайных и незаконных пользователей к ресурсам
компьютерной системы).
2.
Системы шифрования дисковых данных.
(Применяются для обеспечения защиты информация путем преобразования данных)
3.
Системы шифрования данных,
передаваемых по сетям. (Применяются для многоканального шифрования передаваемых
данных по каналу связи, путем встраивания процедур шифрования на канальном
уровне, что также могут позволить обеспечение конфиденциальности персональных
данных.)
4.
Системы аутентификации электронных
данных. (Применяются для обеспечения конфиденциальности и целостности
персональных данных)
5.
Средства управления
криптографическими ключами. (Применяются для целостности и стабильности работы
системы или сети) "[12]
2) Структура
нормативно-правового обеспечения информационной безопасности в Российской
Федерации. Принципы его формирования
Главной целью для
правового обеспечения информационной безопасности в Российской безопасности,
является цель создания правовых условий для эффективности работы субъектов
систем информационной безопасности, для обеспечения адекватной реакции на
внешние и внутренние угрозы, а так же методы по их предотвращению в
информационных системах Российской Федерации.
"Нормативное
правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации
образуется совокупностью правовых норм федерального законодательства,
законодательства субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской
Федерации, регулирующих отношения в области противодействия угрозам следующим
составляющим национальных интересов Российской Федерации в информационной
сфере:
Важной составляющей
нормативного правового обеспечения являются также совокупность правовых норм,
регулирующих отношения в области функционирования органов государства, входящих
в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации,
их взаимодействие с общественными организациями и гражданами.
"В основу
нормативного правового обеспечения информационной безопасности положены
следующие принципы:
Принцип формирования и применения норм международного права как составной
части правовой системы Российской Федерации предполагает прямое действие
общепризнанных принципов и норм международного права, а также активное и
согласованное участие федеральных органов исполнительной власти Российской
Федерации в создании международных документов, затрагивающих вопросы достижения
национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и
обеспечения их сохранности, а так же их безопасности и доступности.
"Политика Российской Федерации направленна на создание условий, которые обеспечивают
комфортную и достойную жизнь и свободное независимое развитие человека,
реализующее гарантии не нарушая прав и свобод человека, а так же организуя
противодействия угрозам национальной безопасности. И в связи с
выше сказанным, можно сказать, что Российская Федерация – социальное
государство, и все это относится к определению баланса интересов личности.
"[8]
"Принцип согласования деятельности федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по
нормативно правовому обеспечению информационной безопасности и безопасности
информационных систем предполагает организацию этой деятельности на основе
приоритета компетенции Российской Федерации. "[16]
3) Информационное законодательство
На
мой взгляд, государство должно уделить особое внимание вопросам связанными с информационным законодательством, а также к
вопросам в области информатизации. Формирование информационных ресурсов и
развитие информационной деятельности - деятельности непосредственно связанные с(со):
·
сбором, хранением, обработкой, передачей
информации
·
созданием средств обработки информации в
электронном виде
·
управлением качеством информационных
технологий
·
организацией рынка информационных
технологий
Все
эти направления могут быть объединены в один раздел, включающий в себя проблемы
создания, производства а так же использования средств
информационных технологий.
Функции
второго раздела могут заключаться в системе государственного управления, то
есть применение средств информатизации и информационных ресурсов в различных
социальных сферах. "Взаимодействия различных органов между
друг другом можно осуществить, применив информационные
технологии в работе аппарата каждого отдельного органа государственной власти, законодательных,
исполнительных, правоохранительных. "[11]
Третий
раздел посвятим сфере государственного регулирования в сфере информационных
технологий, то есть деятельность каждого из ведомств и государственных
организаций, которые автоматически с учетом своих потребностей обеспечивают
процессы информационного обеспечения своей деятельности.
Все
эти направления государственного управления в сфере информационных технологий осуществляются
на основе создания и применения соответствующих законов и других правовых актов,
введения обязательных государственных стандартов и методик.
4) Проблемы возникающие в
процессе обеспечения информационной безопасности
Законом
РФ «О безопасности», безопасность определяется как состояние защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства.
"Выделяют
три основных направления правового обеспечения информационной безопасности.
1.
Первое направление. Защита деловой репутации граждан и организаций; духовности
и интеллектуального уровня развития личности; стабильности и устойчивости
развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от
угроз воздействия опасной, недоброкачественной информации, дезинформации, от
сокрытия информации об опасности для развития общества и государства, от
нарушения порядка распространения информации.
2.
Второе направление. Защита информации и информационных ресурсов ограниченного
доступа, а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного
и неправомерного воздействия посторонних лиц.
3.
Третье направление. Защита информационных прав и свобод личности в
информационной сфере при условиях информатизации.
Режим
защиты информации устанавливается:
- в отношении сведений,
отнесенных к государственной тайне;
- в отношении
конфиденциальной документированной информации - собственником информационных
ресурсов или уполномоченным лицом;
- в отношении
персональных данных.
Вопросы
этого направления правового обеспечения информационной безопасности разбиваются
на два раздела:
■Защита
открытой информации
■Защита
информации ограниченного доступа
Защита
открытой информации реализовывается нормами института документированной
информации. Защита информации ограниченного доступа регулируются нормами:
института государственной тайны, института коммерческой тайны, института
персональных данных, а также нормами защиты других видов тайн.
Объекты
правоотношений в области информационной безопасности - это духовность,
нравственность и интеллектуальность личности и общества, права и свободы
личности в информационной сфере; демократический строй, знания и духовные
ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная
целостность государства.
Субъектами
правоотношений в области информационной безопасности выступают личность,
государство, органы законодательной, исполнительной и судебных властей, система
обеспечения безопасности, граждане.
Ответственность
за правонарушения в информационной сфере устанавливается гражданско-правовая,
административно-правовая, уголовно-правовая ответственность.
Основной
проблемой в сфере информационной безопасности является отсутствие кодифицированного
законодательного свода, то есть нужно объединить существующие статьи,
посвященные информационной безопасности, но все эти статьи разбросаны по всему
российскому законодательству."[3,6,9]
5)
Законодательная
база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности
В
Российской Федерации, государственная политика по обеспечению информационной
безопасности осуществляется через участие государства в развитии правосознания
и правовой культуры граждан.
В
Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной
безопасности относятся:
·
"Акты федерального
законодательства:
o
Международные договоры РФ;
o
Конституция РФ;
o
Законы федерального уровня;
o
Постановления правительства РФ;
o
Нормативные правовые акты федеральных
министерств и ведомств;
o
Нормативные правовые акты субъектов РФ,
органов местного самоуправления;
·
К нормативно-методическим документам
можно отнести:
o
Методические документы государственных
органов России;
o
Доктрина информационной безопасности РФ;
o
Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России);
o
Приказы ФСБ;
·
Стандарты информационной безопасности,
из которых выделяют:
o
Международные стандарты;
o
Государственные (национальные) стандарты
РФ;
o
Рекомендации по стандартизации;
o
Методические указания. "[1,2,9]
Формирующееся
законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности является подотраслью информационного законодательства, а в случае
принятия информационного кодекса Российской Федерации может стать его составной
частью. Сегодня же, признавая информационное право в качестве отрасли
российского права, следует учитывать, что ему не соответствует в
законодательстве информационное законодательство, в качестве отрасли
российского законодательства.
"В
российской федерации законодательная база в сфере регулирования информационной
безопасности весьма велика, и по этому мы провели
опрос, какие документы и законы регулируют
Федеральные законы Российской
федерации:
·
ФЗ РФ "Об информации, информационных технологиях
и о защите информации" от 27.07.2006г. №149-ФЗ
·
ФЗ РФ "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004
г. N 98-ФЗ
·
ФЗ РФ "О персональных данных" от 27 июля
2006 г. N 152-ФЗ
·
ФЗ РФ "О техническом регулировании" от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ
·
ФЗ РФ "Об обеспечении единства измерений" от
26 июня 2008 года № 102-ФЗ
·
ФЗ РФ "Электронной цифровой подписи" от 10
января 2002 г. N 1-ФЗ
·
ФЗ РФ "Об электронной подписи" от 6 апреля
2011 г. N 63-ФЗ
·
ФЗ РФ "О связи" 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ
·
ФЗ РФ "О лицензировании отдельных видов
деятельности" от 8 августа 2001 года, N 128-ФЗ
·
ФЗ РФ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности"
Законы Российской Федерации:
·
Закон РФ "О безопасности" от 05.03.1992г. №
2446-1
·
Закон РФ "О государственной тайне" от
21.07.1993г. №5485-1 (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.12.2007)
·
Закон РФ "О федеральных органах правительственной
связи и информации"(в ред. Указа Президента РФ от
24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 07.11.2000 № 135-ФЗ.
Положения из законов и законов,
принятых на федеральном уровне:
·
Положение об аккредитации испытательных лабораторий и
органов по сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности
информации / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской
Федерации.
·
Положение по аттестации объектов информатизации по
требованиям безопасности информации / Государственная техническая комиссия при
Президенте Российской Федерации.
·
Положение о сертификации средств защиты информации по
требованиям безопасности информации: с дополнениями в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 608
"О сертификации средств защиты информации" / Государственная
техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
·
Положение о государственном лицензировании
деятельности в области защиты информации / Государственная техническая комиссия
при Президенте Российской Федерации.
·
Положение по автоматизированным системам. Защита от
несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных
систем и требования по защите информации: Руководящий документ /
Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
·
Положение о средствах вычислительной техники. Межсетевые
экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели
защищенности от несанкционированного доступа к информации: Руководящий документ
/ Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
·
Положение о защите информации. Специальные защитные
знаки. Классификация и общие требования: Руководящий документ / Государственная
техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
·
Положение по защите от несанкционированного доступа к
информации. Термины и определения: Руководящий документ / Государственная
техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
Другие
нормативно-правовые документы:
·
Приказ ФСТЭК №58 от 5.02.2010г. "Об утверждении
Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах
персональных данных"
·
Приказ ФСТЭК, ФСБ, Мининформсвязи
России от 13.02.2008г. №55/86/20 «Об утверждении Порядка проведения
классификации информационных систем персональных данных»
·
Инструкция о порядке маркирования сертификатов
соответствия, их копий и сертификационных средств защиты информации /
Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации.
·
Концепция защиты средств вычислительной техники и
автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации: Руководящий
документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской
Федерации.
·
Концепция национальной безопасности Российской
федерации"[1,2,3,6,8,9,10]
Заключение
В
заключении необходимо сказать о том, что информационный век приносит много новых
вопросов, которыми должны заняться законодательная и исполнительные власти, -
среди них онлайновая безопасность, конфиденциальность и защита данных,
юрисдикция в киберпространстве и налогообложение электронной коммерции,
правовые аспекты коммуникационного общения и ответственность за киберпреступления, именно поэтому информационная
безопасность России является базовой составляющей национальной безопасности
России. Так как
она напрямую влияет на эффективную работу органов государственной власти,
является неотъемлемым фактором в борьбе с организованной преступностью и
мировым терроризмом. Внедрение современных технологий и законодательная основа
защиты информации должна стать мощным звеном в укреплении вертикали власти в
России и ее становлении как экономически и политически
сильного государства на мировой арене.
Роль и значение
информационной безопасности в обществе возрастают. Отставание в информатике
может привести в перспективе к уязвимости компьютерных сетей страны и всей ее
информационной, управленческой инфраструктуры. Защита информационного
пространства должна стать одной из значимых задач модернизации российской
государственности, предопределяющей во многом содержание и динамику
внутриполитических процессов в российском обществе, специфику самоидентификации
Российского государства, определения его места и роли в трансформирующемся
мировом сообществе.
Правовая наука пока не
может остановиться на какой-либо определенной модели в области регулирования и
защиты интеллектуальной собственности и особенно исключительных прав создателей
информационного и технологического продукта. Тем не менее, закон должен
откликаться на проблемы в этой среде. Важное направление работы и области
создания адекватной инфраструктуры в сфере информатики формируется вокруг
создания и использования таких объектов, как информационные технологии и
вычислительная техника.
Информационная безопасность
определяется способностью нейтрализовать воздействие по отношению к опасным,
дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным
воздействиям на уровне, как внедрения, так и извлечения информации.
Список использованной литературы
1. Бочаров
Е.П., Колдина А.И. Интегрированные корпоративные
информационные системы: Учеб. пособие для вузов / Под
ред. Проф. Г.А. Титоренко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Никитов
В.А. «Информатика в терминах и определениях российского законодательства» М.
Юрист, 2006.
3. Ожегов С.И. Словарь русского
языка. М., 1978.
4. Конституция
Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
5. Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от
08.12.2011)
6. Федеральный
закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
7. Закон
РФ «Об информации, информатизации и защите информации» Принят Государственной
Думой 25 января 1995 года (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
8. http://knowledge.allbest.ru
9. http://studmed.ru
10.
http://uchebalegko.ru
11.
http://bibliofond.ru
12.
http://library.tuit.uz
13.
https://ru.wikipedia.org/
14.
http://www.uk-rf.com/
15.
http://www.consultant.ru/popular/
16.
http://budgetrf.ru