Российский государственный профессионально - педагогический университет

 

Реферат на тему:

Информация для несовершеннолетних как объект правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Тельминов Алексей

Курс: 1 курс
Факультет: ФЭИ
Группа: ИБ-101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие и значение термина информация

1.1. Понятие категории «информация» в социальной сфере.

1.2. Юридическое содержание категории «информация»

2. Правовое регулирование информации: основные документы и их содержание

2.1. Основные документы, регламентирующие требования к информации для несовершеннолетних

2.2. Правоприменительная практика и проблемы обеспечения защиты несовершеннолетних от противоправной информации

3. Заключение

4. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой тысячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во многих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятельность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к области информации.

Минувшее столетие и, конечно же, вторая его половина, стало знаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашей стране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационной деятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.

Разработка концепции развития информационного общества способствовала увеличению социальной значимости информации, возрастанию потребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формирования полноценной информационной среды, в которой стало возможным компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие массивы данных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.

По мере усиления зависимости общественной и личной практики от информационной деятельности информация становилась особым самостоятельным фактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда (инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).

В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой инновационных технологий, другие — производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального труда творческой части населения расширяется ин-формационно-знаниевое поле. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и значение термина информация

Информация — это основной объект информационного общества, и ее роль трудно сегодня переоценить. Отображая реальную действительность, она проникает во все сферы деятельности государства, общества, гражданина. С появлением новых информационных технологий, основанных на широком внедрении средств вычислительной техники, связи, систем телекоммуникации, информация стала постоянным и необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, общественных объединений и граждан. От ее качества и достоверности, оперативности получения зависят многие решения, принимаемые на самых разных уровнях — от главы государства до гражданина. Информационное воздействие на государство, общество, гражданина сейчас, пожалуй, сильнее, чем политическое, экономическое и даже военное. Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала и оружием информационных войн, ведущихся в последние годы. В складывающейся ситуации особенно остро встает проблема правового регулирования отношений в области информации, в первую очередь защиты права каждого человека на информацию, а также защиты общества от воздействия вредной информации и дезинформации.

Распространение в мире, в том числе в России, информационных сетей — предвестников информационного общества неизбежно и практически не зависит от воли отдельных государств. Наша страна, как и любая другая, ставит цель стать полноправным членом информационного сообщества и будет добиваться этого, несмотря на отставание в развитии информационной инфраструктуры (прежде всего средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций) и особенности национального информационного пространства, на низкую информационно-правовую культуру членов общества. Преодоление этих негативных явлений особенно актуально в условиях неконтролируемого распространения в России Интернета, что чревато утратой важнейших информационных ресурсов, составляющих национальное достояние страны, нарушением конфиденциальности персональных данных и многими другими отрицательными последствиями, создающими угрозу независимости и суверенитету РФ.

Современное информационное общество может эффективно развиваться только в правовом государстве, где главенствует закон. Таким образом, роль права в информационном обществе становится определяющей.

Конституцией РФ право на информацию включено в число основных прав и свобод личности. Впервые в российской истории главный закон страны закрепляет правовую норму, которая по сути дела определяет содержание информационных прав и свобод: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом» (Конституции РФ, часть 4, ст. 29). Эта норма служит базой для создания новой комплексной отрасли права — информационного права.

Определение понятия «информационное право» складывалось постепенно. Для обозначения этой отрасли права применялись термины «программное право», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» и в последнее время «информационное право» (работы Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, И.Н. Грязина, В.А. Копылова, М.М. Рассолова и других авторов).

Наличие этих терминов во многом отражает историю вхождения в нашу жизнь компьютеров и иной техники, обеспечивающей обработку самой разнообразной информации, специфику возникающих при этом социальных отношений. Сегодня правомочно следующее определение понятия «информационное право»: информационное право — это комплексная отрасль права, представленная совокупностью социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные объекты правового регулирования здесь — информационные отношения, то есть отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Главным предметом, по поводу которого или в связи с которым возникают информационные отношения, является информация во всех ее видах и формах.

Нормативную базу информационного права составляет информационное законодательство, представленное совокупностью нормативных правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений в информационной сфере.

Информационное право представляет собой правовой фундамент мирового информационного общества, активно формирующегося в странах и на континентах с помощью глобальных информационных сетей и иных новых информационных технологий.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Понятие категории «информация» в социальной сфере

Развитие материи в процессе движения направлено в сторону усложнения структуры материальных объектов. Одна из самых сложных структур — человеческий мозг. Пока это единственная известная нам структура, обладающая свойством, которое сам человек называет сознанием. Говоря об информации мы, как мыслящие существа, априорно подразумеваем, что информация, кроме её наличия в виде принимаемых нами сигналов, имеет ещё и какой-то смысл. Формируя в своем сознании модель окружающего мира как взаимосвязанную совокупность моделей его объектов и процессов, человек использует именно смысловые понятия, а не информацию. Смысл — сущность любого феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности. Смысл — понятие, описывающее глобальное содержание некоторого высказывания (см. БСЭ. Смысл). Само слово прямо указывает, что смысловое содержание информации могут формировать только мыслящие приемники информации. В человеческом обществе решающее значение приобретает не сама информация, а её смысловое содержание.

Способность мозга создавать смысловые понятия и связи между ними является основой сознания. Сознание можно рассматривать как саморазвивающуюся смысловую модель окружающего мира.

Смысл — это не информация. Информация существует только на материальном носителе. Сознание человека считается нематериальным. Смысл существует в сознании человека в виде слов, образов и ощущений. Человек может произносить слова не только вслух, но и «про себя». Он также «про себя» может создавать (или вспоминать) образы и ощущения. Однако, он может восстановить информацию, соответствующую этому смыслу, произнеся слова или написав их.

Восстановленная таким образом информация называется семантической информацией, поскольку она кодирует смысл некоторой первичной информации (семантика)

 Услышав (или увидев) фразу, произнесенную (или написанную) на языке, которого человек не знает, он получает информацию, но не может определить её смысл. Поэтому для передачи смыслового содержания информации необходимы некоторые соглашения между источником и приемником о смысловом содержании сигналов, то есть слов. Такие соглашения могут быть достигнуты в процессе общения. Общение является одним из важнейших условий существования человеческого общества. Общение включает в себя следующие информационные процессы:

·        Хранение информации

·        Передача информации

·        Обработка информации

Хранение информации

Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на некоторые материальные носители. Семантическая информация, зафиксированная на материальном носителе для хранения, называется документом.

Хранить информацию человечество научилось очень давно. В наиболее древних формах хранения информации использовалось расположение предметов — раковин и камней на песке, узелков на верёвке. Существенным развитием этих способов явилась письменность — графическое изображение символов на камне, глине, папирусе, бумаге. Огромное значение в развитии этого направления имело изобретение книгопечатания. За свою историю человечество накопило огромный объём информации в библиотеках, архивах, периодических изданиях и других письменных документах.

В настоящее время особое значение получило хранение информации в виде последовательностей двоичных символов. Для реализации этих методов используются разнообразные запоминающие устройства. Они являются центральным звеном систем хранения информации. Кроме них в таких системах используются средства поиска информации (поисковая система), средства получения справок (информационно-справочные системы) и средства отображения информации (устройство вывода). Сформированные по назначению информации такие информационные системы образуют базы данных,банки данных

 и базы знаний.

Передача информации

Передачей семантической информации называется процесс её пространственного переноса от источника к получателю (адресату). Передавать и получать информацию человек научился даже раньше, чем хранить её. Речь является способом передачи, который использовали наши далекие предки в непосредственном контакте (разговоре) — ею мы пользуемся и сейчас. Для передачи информации на большие расстояния необходимо использовать значительно более сложные информационные процессы.

Для осуществления такого процесса информация должна быть некоторым образом оформлена (представлена). Для представления информации используются различные знаковые системы — наборы заранее оговоренных смысловых символов: предметов, картинок, написанных или напечатанных слов естественного языка. Представленная с их помощью семантическая информация о каком-либо объекте, явлении или процессе называется сообщением.

Очевидно, что для передачи сообщения на расстояние информация должна быть перенесена на какой-либо мобильный носитель. Носители могут перемещаться в пространстве с помощью транспортных средств, как это происходит с письмами, посылаемыми по почте. Такой способ обеспечивает полную достоверность передачи информации, поскольку адресат получает оригинал сообщения, однако требует значительного времени для передачи. С середины XIX века получили распространение способы передачи информации, использующие естественно распространяющийся носитель информации —электромагнитные колебания (электрические колебания, радиоволны, свет). Реализация этих способов требует:

предварительного переноса информации, содержащейся в сообщении, на носитель — кодирования;

обеспечения передачи полученного таким образом сигнала адресату по специальному каналу связи;

обратного преобразования кода сигнала в код сообщения — декодирования.

Использование электромагнитных носителей делает доставку сообщения адресату почти мгновенной, однако требует дополнительных мер по обеспечению качества (достоверности и точности) передаваемой информации, поскольку реальные каналы связи подвержены воздействию естественных и искусственных помех.

Устройства, реализующие процесс передачи данных, образуют системы связи. В зависимости от способа представления информации системы связи можно подразделять на знаковые (телеграф,телефакс

), звуковые (телефон), видео и комбинированные системы (телевидение). Наиболее развитой системой связи в наше время является Интернет.

Обработка информации

Поскольку информация нематериальна, её обработка заключается в различных преобразованиях. К процессам обработки можно отнести любые переносы информации с носителя на другой носитель. Информация, предназначенная для обработки, называется данными.

Основным видом обработки первичной информации, полученной различными приборами, является преобразование в форму, обеспечивающую её восприятие органами чувств человека. Так, фотоснимки космоса, полученные в рентгеновских лучах, преобразуются в обычные цветные фотографии с использованием специальных преобразователей спектра и фотоматериалов. Приборы ночного видения преобразуют изображение, получаемое в инфракрасных (тепловых) лучах, в изображение в видимом диапазоне. Для некоторых задач связи и управления необходимо преобразование аналоговой информации в дискретную и наоборот. Для этого используются аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи сигналов.

Важнейшим видом обработки семантической информации является определение смысла (содержания), заключающегося в некотором сообщении. В отличие от первичной семантическая информация не имеет статистических характеристик, то есть количественной меры — смысл либо есть, либо его нет. А сколько его, если он есть — установить невозможно. Содержащийся в сообщении смысл описывается на искусственном языке, отражающем смысловые связи между словами исходного текста. Словарь такого языка, называемый тезаурусом, находится в приемнике сообщения. Смысл слов и словосочетаний сообщения определяется путем их отнесения к определенным группам слов или словосочетаний, смысл которых уже установлен. Тезаурус, таким образом, позволяет установить смысл сообщения и, одновременно, пополняется новыми смысловыми понятиями. Описанный вид обработки информации применяется в информационно-поисковых системах и системах машинного перевода.

Одним из широко распространенных видов обработки информации является решение вычислительных задач и задач автоматического управления с помощью вычислительных машин.

Обработка информации всегда производится с некоторой целью. Для её достижения должен быть известен порядок действий над информацией, приводящий к заданной цели. Такой порядок действий называется алгоритмом. Кроме самого алгоритма необходимо также некоторое устройство, реализующее этот алгоритм. В научных теориях такое устройство называется автоматом.

Следует отметить как важнейшую особенность информации тот факт, что в силу несимметричности информационного взаимодействия при обработке информации возникает новая информация, а исходная информация не теряется.

 

1.2. Юридическое содержание категории «информация»

Правовое определение понятия «информация» дано в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 2)*: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Федеральный закон № 149-ФЗ определяет и закрепляет права на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах, а также вопросы информационной безопасности граждан, организаций, общества и государства.

 

* Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — базовый нормативный документ Российской Федерации, юридически описывающий понятия и определения в области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информацииинформационных технологий и защиты информации, а также регулирующий отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации при применении информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое регулирование информации: основные документы и их содержание

Конституция РФ является основным источником права в области обеспечения информационной безопасности в России.

Согласно Конституции РФ:

каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23);

сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 24);

каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (статья 29);

каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42).

Основоположным законодательным актом в России, регулирующим отношения в информационной сфере (в том числе связанные с защитой информации), является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в 1995 году.

Предметом регулирования данного Закона являются общественные отношения, возникающие в трех взаимосвязанных направлениях:

формирование и использование информационных ресурсов;

создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения;

защита информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

В Законе даны определения важнейших терминов в информационной сфере. Согласно статье 2 Закона , информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Одним из существенных достижений Закона является разграничение информационных ресурсов по категориям доступа. Согласно Закону, документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

В Законе дан перечень сведений, которые запрещено относить к информации с ограниченным доступом. Это, прежде всего законодательные и другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую, метеорологическую и другую подобную информацию; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне).

В Законе также отражены вопросы, связанные с порядком обращения с персональными данными, сертификацией информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензированием деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов.

Глава 5 Закона «Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации» является «базовой» для российского законодательства в области защиты информации.

Основными целями защиты информации являются:

предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения и подделки информации (защите подлежит любая информация, в том числе и открытая);

предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства (то есть защита информации является одним из способов обеспечения информационной безопасности РФ);

защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством.

Несмотря на то, что принятие Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» является определенным «прорывом» в информационном законодательстве, данный Закон имеет ряд недостатков:

Закон распространяется только на документированную информацию, то есть на уже полученную, объективированную и зафиксированную на носителе.

ряд статей Закона имеет декларативный характер и не находит практического применения.

определения некоторых терминов, вводимых статьей 2 Закона, сформулированы недостаточно четко и однозначно.

Приоритетное место в системе законодательства любого государства занимает институт государственной тайны. Причиной этого является величина ущерба, который может быть нанесен государству в результате разглашения сведений, составляющих государственную тайну.

За последние годы законодательство в области защиты государственной тайны развивалось в РФ достаточно динамично.

Правовой режим государственной тайны установлен первым в истории российского государства Законом «О государственной тайне», который вступил в действие 21 сентября 1993 года (новая редакция Закона Российской Федерации «О государственной тайне» была принята в 1997 году).

Указанный Закон является специальным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой.

Согласно Закону государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К средствам защиты информации Законом отнесены технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

С целью оптимизации видов информации, относящейся к конфиденциальной, Президент Российской Федерации своим Указом от 6 марта 1997 года № 188 утвердил Перечень сведений конфиденциального характера, в котором выделены шесть основных категорий информации:

Персональные данные.

Тайна следствия и судопроизводства.

Служебная тайна.

Профессиональные виды тайн (врачебная, нотариальная, адвокатская и т.д.).

Коммерческая тайна.

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В настоящее время ни один из перечисленных институтов не урегулирован на уровне специального закона, что, естественно, не способствует улучшению защиты указанных сведений.

Основную роль в создании правовых механизмов защиты информации играют органы государственной власти РФ.

Президент РФ является "гарантом" Конституции РФ, прав и свобод (в том числе информационных) человека и гражданина, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, издает указы и распоряжения по вопросам, суть которых - информационная безопасность и защита информации.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, является законодательным органом Российской Федерации, формирующим законодательную базу в области защиты информации. В структуре Государственной Думы имеется Комитет по информационной политике, который организует законотворческую деятельность в информационной сфере. Комитетом разработана Концепция государственной информационной политики, которая содержит раздел, посвященный информационному законодательству. Концепция одобрена на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 года. Кроме того, в подготовке законопроектов, направленных на совершенствование законодательства в области защиты информации, участвуют и другие комитеты Государственной Думы.

Еще одним органом, связанным с нормативным правовым регулированием в области защиты информации, является формируемый Президентом Российской Федерации Совет Безопасности Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 года № 1037 в целях реализации возложенных на Совет Безопасности Российской Федерации задач в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации была создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, одной из задач которой является подготовка предложений по нормативному правовому регулированию вопросов информационной безопасности и защиты информации. Кроме того, аппаратом Совета Безопасности в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации подготовлен проект Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Особую роль в процессе формирования нормативной правовой базы в области защиты информации играет Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, образованная Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 года № 1108 в целях осуществления единой государственной политики в области засекречивания информации, а также координации деятельности органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ и нормативных документов.

По решениям Межведомственной комиссии могут разрабатываться проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии возложено на центральный аппарат Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссии России).

Гостехкомиссия России является одним из основных органов, решающих проблемы защиты информации в Российской Федерации.

Правовой статус Гостехкомиссии России определен в Положении о Гостехкомиссии России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 1999 года № 212, а также рядом других нормативных правовых актов.

Согласно Положению Гостехкомиссия России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования и по противодействию техническим средствам разведки на территории Российской Федерации (далее именуется - техническая защита информации).

Некоторые материалы, связанные с деятельностью Гостехкомиссии России, размещены в сети Интернет по адресам: www.infoteks.ru и www.jet.msk.ru.

Кроме того, Гостехкомиссией России подготовлен проект Каталога «Безопасность информационных технологий», в который войдут отечественная нормативная правовая база в области технической защиты информации, анализ зарубежных нормативных документов по информационной безопасности, перечень лицензиатов Гостехкомиссии России, перечень сертифицированных средств защиты информации и множество другой интересной для специалистов информации.

Основные направления совершенствования законодательства в области информационной безопасности (в том числе и связанного с защитой информации) сформулированы в проекте Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, который был разработан рабочей комиссией при аппарате Совета Безопасности Российской Федерации. Проект Концепции представлен на обсуждение широкой общественности и размещен в сети Интернет на сайте Совета Безопасности Российской Федерации по адресу: www.gov.ru.

Что касается совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, то оно будет направлено на формирование в рамках единой системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации региональных систем обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что в Российской Федерации за довольно короткое время сформировалась достаточно обширная нормативная правовая база в области информационной безопасности и защиты информации, в настоящее время существует острая необходимость в ее дальнейшем совершенствовании.

В заключение хотелось бы подчеркнуть и о международном сотрудничестве Российской Федерации в области защиты информации.

С учетом исторического опыта в качестве основных партнеров для сотрудничества в данной области Российская Федерация рассматривает государства – члены СНГ. Однако нормативная база по вопросам защиты информации в рамках СНГ развита недостаточно.

Представляется перспективным осуществлять указанное сотрудничество в направлении гармонизации законодательной базы государств, их национальных систем стандартизации, лицензирования, сертификации и подготовки кадров в области защиты информации.

В рамках практической реализации Соглашения о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов, подписанного 22 января 1993 года в г. Минске, Правительством Российской Федерации был заключен ряд международных договоров в области защиты информации (с Республикой Казахстан, Республикой Белоруссия и с Украиной).

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Основные документы, регламентирующие требования к информации для несовершеннолетних

I. Общие положения

1. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - Требования), применяются при обороте информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 26, ст. 3208; N 27, ст. 3477) (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ), в местах, доступных для детей (далее - оборот информационной продукции, запрещенной для детей; информация, запрещенная для распространения среди детей), а также при предоставлении в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 436-ФЗ доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей (далее - предоставление доступа к информации; сеть "Интернет").

2. Требования не распространяются на операторов связи, оказывающих услуги связи, предусматривающие предоставление доступа к информации, распространяемой посредством сети "Интернет", на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме.

II. Административные и организационные меры защиты детей

от информации, причиняющей вред их здоровью

и (или) развитию

3. К административным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся следующие.

3.1. Издание локальных актов, определяющих:

3.1.1. Процедуры присвоения и размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об информационной продукции, запрещенной для детей, в соответствии со статьями 11 - 14 Федерального закона N 436-ФЗ;

3.1.2. Условия присутствия в соответствии с законодательством Российской Федерации детей на публичном показе, при публичном исполнении, демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, запрещенной для детей, в случае их организации и (или) проведения;

3.1.3. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей, и ее фрагментов, распространяемых посредством эфирного и кабельного, теле- и радиовещания, сети "Интернет" и сетей подвижной радиотелефонной связи, в местах доступных для детей в соответствии со статьями 1314 и 16 Федерального закона N 436-ФЗ;

3.1.4. Меры защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, направленные на повышение осведомленности лиц, находящихся в месте оборота информационной продукции, запрещенной для детей, о необходимости обеспечения информационной безопасности детей и защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

3.1.5. Процедуры, направленные на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

3.2. Ознакомление работников, в трудовые обязанности которых входит организация и осуществление оборота информационной продукции, запрещенной для детей, с положениями законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, с локальными актами, изданными в соответствии с подпунктом 3.1 Требований;

3.3. Назначение работника, ответственного за применение административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, учитывающих специфику оборота информационной продукции, запрещенной для детей, и за проверку порядка их применения;

3.4. Осуществление внутреннего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, соответствием применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, локальным актам, изданным в соответствии с подпунктом 3.1 Требований, и предусматривающего:

3.4.1. Рассмотрение в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня получения, обращений, жалоб или претензий о нарушениях законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, включая несоответствие применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Требованиям, а также о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, и направление мотивированного ответа о результатах рассмотрения таких обращений, жалоб или претензий;

3.4.2. Установление в течение десяти рабочих дней со дня получения обращений, жалоб или претензий о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, причин и условий возникновения такого доступа и принятие мер по их устранению.

4. К организационным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся следующие.

4.1. Размещение на информационных стендах в местах, доступных для детей, а также доведение иным доступным способом до третьих лиц сведений об изданных в соответствии с подпунктом 3.1 Требований локальных актах;

4.2. Размещение на официальном сайте производителя и (или) распространителя, осуществляющих оборот информационной продукции, запрещенной для детей, в сети "Интернет" локальных актов, изданных в соответствии с подпунктом 3.1 Требований, а также сведений о применении административных и организационных мер, и обеспечение возможности свободного доступа к указанным документам.

III. Технические и программно-аппаратные средства

защиты детей от информации, причиняющей вред

их здоровью и (или) развитию

5. К техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применяемым при предоставлении доступа к информации, распространяемой посредством сети "Интернет", относятся следующие.

5.1. Средства ограничения доступа к техническим средствам доступа к сети "Интернет";

5.2. Средства ограничения доступа к сети "Интернет" с технических средств третьих лиц;

5.3. Средства ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в сети "Интернет".





 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

 

В процессе выполнения работы мы ознакомились с основными положениями информационного права, специфическими особенностями и юридическими свойствами информации, субъектами информационных отношений, методами регулирования информационных отношений, юридическими источниками информационного права, информационным законодательством общие положения, отраслями и разделами законодательства РФ, посвященных вопросам информационного права и др.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Литература

1. http://www.gpntb.ru/win/pni/8_2002/8_01_2002.html

Бачило И.Л. О подходах к классификации законодательства в области информатики // НТИ. Сер. 1. - 2002. - № 5. - С. 13-18.

2. http://www.juristlib.ru/book_4137.html

Копылов В.А. Информационное право. - М.: Юристъ, 118 с.

Копылов В.А. О систематизации и кодификации информационного законодательства и праве собственности на объекты информационных отношений // НТИ. Сер. 1. - 2002. - № 5. - С. 1-13.

3. http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2002/part4/boikova

Кристальный Б.В. Вопросы развития законодательства сферы информатизации в России // Пробл. информатизации. - 1999. - № 3. - С. 28-32.

4. http://www.sekretariat.ru/magazine/799/

Ларин М.В. Проблемы законодательного регулирования документаци-онного обеспечения управления в Российской Федерации // НТИ. Сер. 1. -2000. - № 4. - С. 22-24.

5. Антокольский А.А. Правовое регулирование информационных объектов // Пробл. информатизации. — 1999. — № 3. — С. 51-55.

Копылов В.А. Информация как объект правового регулирования // НТИ. Сер. 1. - 1996. - № 8. - С. 1-17.

6. http://www.hse.ru/staff/nisnevich

Нисневич Ю.А. Информация как объект публичного права // НТИ. Сер. 1. - 2000. - № 4. - С. 12-17.

7. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения : учеб. пособие. — М.: Юристъ, 8. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167591/
© КонсультантПлюс, 1992-2014

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

Википедия