(904) 544-13-26
koma-oj@k66.ru
Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. В.С. Соловьёв
Важную роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т.е. надзор. В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объем надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля.
Надзор — это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три типа надзора: судебный; прокурорский; административный. Последний — самый большой по объему и разнообразию.
Признаки:
1) властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти.
2) если главная цель судебного и прокурорского надзора — обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора — обеспечение безопасности граждан, общества, государства.
3) административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.
4) административный надзор за конкретными объектами производится систематически, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке.
5) административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.
6) административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные наказания.
Административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем. В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности: за неопределенным числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила; за лицами, получившими лицензии и иные разрешения. Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия — надзор за лицами, совершившими преступления.
Надзорные службы государственной администрации можно разделить на три группы:
1) специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых является систематический надведомственный контроль за соблюдением специальных правил;
2) государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти, например ГИБДД МВД России;
3) разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности. Это, например, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии.