Главная Административное право Государственная служба Административно-правовой статус государственного служащего         

Административно-правовой статус государственного служащего

Государственная служба в Российской Федерации - это государственно-правовой и социально-организационный институт, представляющий сложный организм со множеством взаимосвязанных элементов, который напрямую определяет судьбу государственности в России. Государственные служащие и государственный аппарат с их реальной деятельностью, определяют тактику и стратегию, возможности и ролевое положение государства. Общество напрямую заинтересовано в прочном, надёжном институте государственной службы, ибо благодаря ему разрешаются сложные проблемы его взаимодействия с государством. Такой дееспособный институт способствует воплощению всех принятых решений на государственном уровне в жизнь в интересах каждого члена общества. Поэтому общество вправе предъявлять к государственным служащим повышенные требования, объём которых должен возрастать по мере продвижения их по служебной лестнице.

 

1. Понятие и общие условия государственной службы Российской Федерации и  ее система. Государственная служба является одним из важнейших институ­тов административного права. В определении понятия государствен­ной службы в теории административного права в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профес­сиональной понимается деятельность, осуществляемая на основе спе­циальных знаний и навыков. Государственная служба как вид про­фессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Законодательство о государственной службе образуют норматив­ные правовые акты, регулирующие организацию государственной службы Российской Федерации и правовое положение госслужащих, в том числе условия и порядок прохождения службы, виды поощре­ний и ответственность, основания прекращения государственно-слу­жебных отношений и др. Данное законодательство представляет собой двухуровневую систему. Оно состоит из Конституции Российской Федерации, Феде­рального закона «О системе государственной службы Российской Фе­дерации», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и конституций, законов, уставов и иных нор­мативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет такие исходные основы, как верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо­средственное действие (ст. 18); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32); некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 46 и др.). Государственная служба связана с рядом правоограничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности допускается только по федеральному закону (ст. 55 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации (п. «т» ст. 71) устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, тем самым предрешая, что государственной службой в субъектах Российской Федерации ведают они сами. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адво­катура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Феде­рации). Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления го­сударственной службой Российской Федерации определяются Феде­ральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государствен­ной службы Российской Федерации». Этот Федеральный закон — принципиально новый акт в системе законодательства о государст­венной службе. Будучи базовым, он содержит основы (начала) всех иных законодательных и нормативных правовых актов о государст­венной службе. Федеральный закон регулирует весь комплекс основных вопросов государственной службы. В нем установлены базовые принципы организации государственной службы Российской Феде­рации и основы правового положения государственных служащих Федеральный закон создает условия для формирования единой общефедеральной правовой базы государственной службы Россий­ской Федерации, для придания ей профессионального характера. Этот Федеральный закон предусматривает создание единой системы государственной службы в Российской Федерации, включая граждан­скую службу, военную службу и правоохранительную службу, и опре­деление для указанных видов службы общих институтов и единых де­финиций. Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, т. е. деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, по обеспечению исполнения полно­мочий:Российской Федерации (военная служба, правоохранительная служба, направленные на выполнение задач по обеспечению обороны страны, безопасности государства и общественной безопасности);федеральных органов государственной власти, иных федераль­ных государственных органов;субъектов Российской Федерации;органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации,  иных государственных органов субъектов Российской Федерации;лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредст­венного исполнения полномочий федеральных государственных ор­ганов;лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституция­ ми, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения  полномочий  государственных органов субъектов Российской Федерации. При этом следует отметить, что деятельность самих лиц, заме­щающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Фе­дерации, настоящий Федеральный закон к государственной службе не относит. Государственные должности Российской Федерации устанавлива­ются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федераль­ной государственной власти на всей территории Российской Федера­ции. Конституция Российской Федерации устанавливает следующие государственные должности Российской Федерации: Президент Рос­сийской Федерации (ст. 11, 80); Председатель Совета Федерации Фе­дерального  Собрания   (ст. 101);   заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания (ст. 101); Председатель Государ­ственной Думы Федерального Собрания (ст. 101); заместитель Пред­седателя Государственной Думы Федерального Собрания (ст. 101); Председатель Правительства Российской Федерации (ст. 103,110); за­меститель Председателя Правительства Российской Федерации (ст. ПО); федеральный министр (ст. ПО); судья Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 128); судья Верховного Суда Россий­ской Федерации (ст. 128); судья Высшего Арбитражного Суда Россий­ской Федерации (ст. 128); судья федерального суда (ст. 128); Генераль­ный прокурор Российской Федерации (ст. 129); прокурор субъекта Российской Федерации (ст. 129); прокурор прокуратуры Российской Федерации (ст. 129); Председатель Центрального банка Российской Федерации (ст. 83); полномочный представитель Президента Россий­ской Федерации (п. «к» ст. 83); Председатель Счетной палаты (п. «г» ч. 1 ст. 103); заместитель Председателя Счетной палаты (п. «и» ч. 1 ст. 102); аудитор Счетной палаты (п. «и» ч. 1 ст. 102; п. «г» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103). Другие государственные должности Российской Федерации устанавливаются федеральными законами. Сводный перечень наимено­ваний государственных должностей Российской Федерации, преду­смотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 янва­ря 1995 г. № 32 ( в ред. Указов Президента РФ от 20.12.1996 N 1748, от 23.10.1998 N 1298, от 20.03.2006 N 231). Всего в Сводном перечне содержится тридцать восемь должностей. Государственные должности субъектов Российской Федерации устанавливаются конституциями и уставами субъектов Российской Фе­дерации для непосредственного исполнения полномочий их государ­ственных органов. Как правило, их перечень в систематизированном виде содержится в законах субъектов Российской Федерации о госу­дарственной службе. К числу таких должностей, в частности, отно­сится должность руководителя высшего государственного органа ис­полнительной власти субъекта Российской Федерации, наименова­ние и правовой статус которой определяются законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Система государственной службы в Российской Федерации по­строена и функционирует в соответствии с определенными принципа­ми. Основными принципами построения и функционирования систе­мы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государст­венной службы  и  соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и за­щиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого под­хода к организации государственной службы;

взаимосвязь   государственной   службы   и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность для  общественного контроля, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

—  профессионализм и компетентность государственных слу­жащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юриди­ческих лиц.

Реализация принципов построения и функционирования систе­мы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными закона­ми могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования различных видов государственной службы, учи­тывающие их специфические особенности. Совершенствование системы государственной службы осуществ­ляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации 

 

2. Общие положения о правовом статусе государственных служащих  

Одним из важнейших элементов института государственной службы является правовой статус государственных служащих. В Фе­деральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» раскрывается узловое для определения содержания дан­ного статуса понятие — должности государственной службы Россий­ской Федерации и раскрываются основные характеризующие это по­нятие элементы. Под должностью по общему правилу понимается штатная едини­ца как основной организационный элемент структуры органа или ор­ганизации. В должностной характеристике (инструкции) указывают задачи, которые решаются сотрудником, необходимые для их выпол­нения полномочия и компетентность (знания), а также место в слу­жебной иерархии. Характеристика должности государственной службы является не­отъемлемой составной частью законодательного регулирования госу­дарственной службы и одновременно основой для разработки долж­ностных положений и инструкций государственных служащих и дру­гих документов об их специальных правах, обязанностях и порядке деятельности. Должность государственной службы определяет границы дея­тельности государственного служащего, т. е. круг его обязанностей, его права и ответственность «по исполнению и обеспечению полно­мочий» государственного органа. Поэтому важно отличать понятие государственной должности от близко примыкающего к нему понятия специальности. Специальность характеризует род трудовой дея­тельности, предполагает определенные знания и трудовые навыки, приобретаемые путем профессионального образования или практи­ческого опыта, например, в области финансов, юстиции, экономи­ки и др.           Согласно статье 8 указанного Федерального закона должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, зако­ном или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Должности государственной службы подразделяются на: —          должности федеральной государственной гражданской службы; —          должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; —воинские должности; —должности государственной службы иных видов. В федеральном государственном органе и государственном орга­не субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудо­вая деятельность работников, замещающих такие должности, регули­руется законодательством Российской Федерации о труде. Должность государственной службы определяет основные функ­ции, выполняемые государственным служащим. Наименование должности государственной службы представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и место в системе функций государственного органа. При этом должности го­сударственной службы распределяются по группам и (или) категори­ям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государствен­ной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Характеристика должности государственной службы содержит перечень всех видов работ (функций) по данной должности. Однако эти вопросы являются предметом регламентации не упомянутого Фе­дерального закона, а других нормативных актов. В качестве существенного элемента должности государственной службы выделяется установленный круг обязанностей государствен­ного служащего по исполнению каждой его функции. Характеристи­ка должности государственной службы включает также перечень всех прав по исполнению и обеспечению функций государственного слу­жащего. Причем права и обязанности по одной государственной должности следует увязывать с правами и обязанностями по другим должностям. Это требование вытекает из необходимости упорядоче­ния отношений между государственными служащими как внутри од­ного, так и между вышестоящими и нижестоящими органами. Эле­ментом характеристики должности государственной службы также является ответственность. Речь идет об ответственности за служебные нарушения (в рамках обязанностей и прав по должности). Квалификационные требования к гражданам для замещения долж­ностей государственной службы устанавливаются федеральными за­конами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации, а также законами и иными нормативными правовыми акта­ми субъектов Российской Федерации. В качестве элемента характеристики должности государственной службы выделяется денежное содержание, т. е. предусмотренные за­конодательством размеры должностного оклада и надбавок к нему. Элементами характеристики должности государственной службы являются порядок и условия ее замещения, а также порядок ее учреж­дения. При этом следует отметить, что соотношение должностей фе­деральной государственной гражданской службы, воинских должно­стей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации. Соотношение должностей феде­ральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федера­ции определяется федеральным законом или указом Президента Рос­сийской Федерации. Реестр должностей федеральной государственной службы включа­ет в себя унифицированные наименования распределенных по груп­пам должностей федеральных государственных служащих. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют: — перечни должностей федеральной государственной граждан­ской службы; — перечни типовых воинских должностей; —   перечни типовых должностей правоохранительной службы. Указанные перечни утверждаются Президентом Российской Фе­дерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъ­екта Российской Федерации утверждается законом или иным норма­тивным правовым актом субъекта Российской Федерации. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должно­стей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. Принципиально важным в Федеральном законе «О системе госу­дарственной службы Российской Федерации» является законодатель­ное закрепление понятия «государственный служащий».

Государственный служащий это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке на государственную должность и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставлен­ных по ней обязанностей и прав. Все граждане Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации имеют равный доступ к госу­дарственной службе. Это положение соответствует требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г., вступила в силу 23 марта 1976 г.), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении ра­сы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеж­дений, национального или социального происхождения, имущест­венного положения, рождения или иного обстоятельства) и без не­обоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Это означает равное право всех граждан Российской Федерации на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Не допускается установление при приеме на государственную службу, каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных зако­ном. Одним из таких ограничений является обязательное для государ­ственного служащего гражданство Российской Федерации. Вместе с тем согласно статье 18.1 Федерального закона «О систе­ме государственной службы Российской Федерации» в Российской Федерации допускается поступление иностранных граждан на воен­ную службу по контракту и прохождение ими военной службы. На иностранных граждан распространяются положения настоящего Фе­дерального закона, определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федераций» государственные служащие Россий­ской Федерации подразделяются на федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов Российской Феде­рации.

Федеральный государственный служащий — гражданин Россий­ской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. К государственным служащим субъектов Российской Федерации по смыслу указанного Федерального закона могут быть отнесены только государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Фе­дерациигражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государствен­ной гражданской службы субъекта Российской Федерации и полу­чающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случа­ях, предусмотренных федеральным законом, государственный граж­данский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств феде­рального бюджета.

Нанимателем федерального государственного служащего являет­ся Российская Федерация, государственного гражданского служаще­го субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Рос­сийской Федерации.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разре­шения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федера­ции и кадровый резерв в государственном органе субъекта Россий­ской Федерации.  

 

3. Общие условия государственной службы Российской Федерации и система управления ею

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» к общим условиям государственной службы относятся:

—формирование кадрового состава государственной службы;

—регулирование поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения;

—присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воин­ских и специальные званий;

—определение стажа (общей продолжительности) государственной службы, ведение персональных данных государственных слу­жащих;

—     формирование реестров государственных служащих.

Формирование кадрового состава государственной службы обеспе­чивается: —созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государ­ственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов; —развитием  профессиональных качеств государственных служащих; —оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сда­чи квалификационного экзамена; —созданием возможностей для должностного (служебного) рос­та государственных служащих; —использованием современных кадровых технологий; —применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Федеральными законами о видах государственной службы и ины­ми нормативными правовыми актами Российской Федерации уста­навливаются порядок поступления на государственную службу и за­мещения вакантных должностей государственной службы на кон­курсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массо­вой информации, а также предусматривается другой порядок поступ­ления на государственную службу и замещения вакантных должно­стей государственной службы.

Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государст­венных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государст­венной службы Российской Федерации» поступление на государствен­ную службу, ее прохождение и прекращение предполагают следующее. На государственную службу по контракту вправе поступать граж­дане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде го­сударственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы или зако­ном субъекта Российской Федерации могут быть установлены допол­нительные требования к гражданам при поступлении на государст­венную службу по контракту. Федеральным законом о виде государст­венной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

В соответст­вии с федеральным законом о виде государственной службы кон­тракт может заключаться с гражданином на: —неопределенный срок; —определенный срок; —срок обучения в образовательном учреждении профессиональ­ного образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен Федеральным законом.

Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет; иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет. Предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел устанавливается: 1) для замещения должностей в органах внутренних дел - 35 лет; 2) для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме - 25 лет.

Контракт - соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Контракт на определенный срок (срочный контракт) заключается: 1) с гражданином, впервые поступающим на службу в органы внутренних дел для замещения должности в органах внутренних дел, - на четыре года, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О полиции"; 2) с сотрудником органов внутренних дел, изъявившим желание заключить новый срочный контракт по окончании срока действия предыдущего срочного контракта, - на период, определяемый по соглашению сторон, но не менее чем на один год; 3) с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или с сотрудником органов внутренних дел для замещения должности профессорско-преподавательского состава в образовательном учреждении высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по результатам конкурса - на пять лет; 4) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом и Федеральным законом "О полиции". Назначение на отдельные должности в органах внутренних дел, включенные в перечень должностей, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах внутренних дел, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности. Прохождение государственной службы включает в себя назначе­ние на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалифика­ционный экзамен, увольнение, а также другие обстоятельства (собы­тия) в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральны­ми законами о видах государственной службы и иными нормативны­ми правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий указанного лица. Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для: Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет; генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет; полковника, капитана 1 ранга - 50 лет; военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет. 2. Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет. 3. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет. Предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составляет: 1) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание генерала полиции Российской Федерации, генерал-полковника полиции, генерал-полковника внутренней службы или генерал-полковника юстиции, - 65 лет; 2) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание генерал-лейтенанта полиции, генерал-лейтенанта внутренней службы, генерал-лейтенанта юстиции, генерал-майора полиции, генерал-майора внутренней службы или генерал-майора юстиции, - 60 лет; 3) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, - 55 лет; 4) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего иное специальное звание, - 50 лет. По достижении сотрудником органов внутренних дел предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел контракт прекращается и сотрудник увольняется со службы в органах внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. С сотрудником органов внутренних дел, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, с его согласия и по его рапорту может ежегодно заключаться новый контракт, но не более чем в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.

Основания прекращения государственной службы, в том числе ос­нования увольнения в запас или в отставку государственного служа­щего, устанавливаются федеральными законами о видах государст­венной службы. Всем государственным служащим присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воин­ские и специальные звания. Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы устанавливаются классные чины.

Общими условиями присвоения, сохранения классных чи­нов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются: —последовательное присвоение классного чина, дипломатиче­ского ранга, воинского и специального звания по прошествии уста­новленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые; —присвоение классного чина, дипломатического ранга, воин­ского и специального звания государственному служащему в соот­ветствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы; —досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, диплома­тического ранга, воинского и  специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии   с   федеральным   законом о виде государственной службы; —сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаёмой должности федеральной государственной службы или уволь­нении с федеральной государственной службы. Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ран­га, воинского и специального звания возможно по решению суда.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и спе­циальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатиче­ского ранга, воинского и специального звания по новому виду госу­дарственной службы в соответствии с федеральными законами о ви­дах государственной службы и иными нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации. Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воин­ских и специальных званий устанавливается указом Президента Рос­сийской Федерации. Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом рассмотренных по­ложений Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Феде­рации.

Аттестация государственного служащего проводится в целях оп­ределения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. При проведении аттестации непосредственный руководи­тель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, со­держащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной дея­тельности гражданского служащего, а при необходимости — поясни­тельная записка гражданского служащего на отзыв непосредственно­го руководителя.  Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией. Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы. Аттестация всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, или отдельных их категорий назначается решением Министра обороны Российской Федерации. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежегодно, а офицеры не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных образовательных учреждений профессионально го образования (далее - военно-учебные заведения), адъюнктуры, военной докторантуры аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов. Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения. Стаж: (общая продолжительность) государственной службы опре­деляется в соответствии с федеральными законами о видах государст­венной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации. В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответ­ствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Фе­дерации, проходивших государственную службу, и их семей и закона­ми субъектов Российской Федерации включаются продолжитель­ность государственной службы других видов, а также периоды заме­щения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, вы­борных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной ос­нове, и муниципальных должностей муниципальной службы.

Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Персональные данные, внесённые в личные дела и документы учета государственных служа­щих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим госу­дарственную тайну, а в иных случаях — к сведениям конфиденциаль­ного характера. Форма и порядок ведения, учета и хранения докумен­тов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными закона­ми и иными нормативными правовыми актами Российской Федера­ции, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В федеральном государственном органе и государственном орга­не субъекта Российской Федерации ведутся, в том числе на электрон­ных носителях, реестры государственных служащих, которые форми­руются на основе персональных данных государственных служащих. Сведения, внесенные в Реестр федеральных государственных служа­щих в федеральном государственном органе и в реестры государствен­ных служащих субъектов Российской Федерации в государственных органах субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим госу­дарственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциально­го характера. Реестры федеральных государственных служащих в федеральных государственных органах составляют Реестр федеральных государст­венных служащих. Реестры государственных гражданских служащих в государственных органах субъекта Российской Федерации составля­ют Реестр государственных гражданских служащих субъекта Россий­ской Федерации. Реестр федеральных государственных служащих и реестры государственных гражданских служащих субъектов Россий­ской Федерации составляют Сводный реестр государственных служа­щих Российской Федерации. Содержание и порядок ведения Реестра федеральных государ­ственных служащих, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих Российской Федера­ции, устанавливаются Президентом Российской Федерации. Со­держание и порядок ведения реестров государственных граждан­ских служащих субъектов Российской Федерации определяются за­конами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Система управления государственной службой создается на феде­ральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Рос­сийской Федерации, использования кадрового резерва для замеще­ния должностей государственной службы, подготовки, переподготов­ки, повышения квалификации и стажировки государственных служа­щих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе. Финансирование федеральной государственной службы и госу­дарственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, соответственно, федерального бюджета и бюджета  соответствующего субъекта Российской Феде­рации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, закона­ми и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации.    

 

Мировая теория и практика выделяют, в основном, две концепции государственной службы. Первая концепция заключается в том, что государственная служба сама по себе  не является профессией. В этом случае те, кто работают в системе государственной службы, являются специалистами в различных сферах деятельности и нанимаются для того, чтобы работать на государство каждый в своей собственной области. Вторая концепция рассматривает государственную службу как профессию, которая предполагает определённый социальный статус и привилегии государственных служащих[1].          Российское законодательство пошло по пути признания того, что государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Это нормативное закрепление связано, в первую очередь, с общественно полезной деятельностью людей, которая, исходя из её правовой регламентации особенностей, подразделяется на определённые виды. С развитием гражданского общества, государственности, социально-экономических отношений общественно полезная деятельность людей имеет тенденцию к развитию.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в Федеральном законе, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.   [1] См.: Некоторые проблемы государственной службы в США (стенограммы лекции профессора С. Синглтона, США ) // Вестник государственной службы. 1992,  декабрь. С. 67-68. 

 

Материал подготовил: ст. преподаватель к. ю. н., подполковник полиции Солонникова Н.В.

Министерство внутренних дел России

Краснодарский университет

Кафедра конституционного и административного права

11 марта 2015 г.