Главная Образовательное право         

Образовательное право

Всеобщая декларация прав человека (1948)

 

 

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(1966)

 

 

Конвенция о правах ребёнка (1989)

 

 

Конвенция ЮНЕСКО о борьбе в области образования(1960)


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Тема 1. Общая характеристика образовательной сферы в Российской Федерации

Право на образование: понятие, природа, место в системе естественных и конституционных прав и свобод. Содержание права на образование.

Современная государственная политика Российской Федерации в области образования. Понятие, значение и виды государственной политики. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Способы выработки и закрепления, механизмы реализации государственной политики в области образования.

Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Соотношение понятий «право на образование» и «образовательное право». Основные понятия в сфере правового регулирования образования.


Тема 2. Понятие, предмет, метод и источники образовательного права

Понятие и основные черты образовательного права как правовой отрасли. Задачи и функции образовательного права. Становление и развитие современного образовательного права в России и за рубежом.

Предмет образовательного права. Понятие и система образования. Образование, обучение и воспитание, присмотр и уход за детьми как институты правового регулирования. Структура системы образования. Отношения в сфере образования как предмет правового регулирования. Цели и основные задачи правового регулирования в сфере образования.

Методы и принципы правового регулирования в образовательном праве: понятие, виды, характеристика.

Понятие источников образовательного права и их виды. Соотношение образовательного права и образовательного законодательства. Особенности системы источников образовательного права и их общая характеристика.

Международное правовое регулирование образования. Система и структура международного образовательного права. Источники международного образовательного права. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования. Конституция РФ об образовании и правах обучающихся.

Нормативно-правовые акты в сфере образовательного права: особенности, иерархия, виды. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты. Правотворчество в сфере образования: принципы, цели, виды, формы. Педагогическая экспертиза в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания. Органы государственной власти и органы местного самоуправления как субъекты правотворческого процесса в сфере образования. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.


Тема 3. Образовательные отношения

Общая характеристика образовательных отношений. Особенности образовательных отношений. Соотношение понятий «образовательные отношения» и «отношения в сфере образования». Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений. Содержание образовательного правоотношения. Объект и субъекты образовательных отношений. Образовательная программа как объект образовательных отношений. Образовательная программа: понятие, правовая природа, значение, виды, содержание. Общие требования к реализации образовательных программ. Язык образования. Формы получения образования и формы обучения.

Субъекты образовательных отношений. Правосубъектность участников образовательных отношений. Лица, осуществляющие образовательную деятельность. Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Наименование образовательной организации. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций. Типы образовательных организаций. Категории образовательных организаций высшего образования. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт- Петербургского государственного университета. Устав образовательной организации. Управление образовательной организацией. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Информационная открытость образовательной организации. Филиалы и представительства образовательной организации. Правовой статус организаций, осуществляющих обучение. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Учителя и педагоги, обучающиеся, законные представители и иные лица как участники образовательных отношений.

Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Обязанности и ответственность обучающихся. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Обязанности и ответственность педагогических работников. Аттестация педагогических работников. Научно-педагогические работники.


Тема 4. Возникновение и изменение образовательных отношений

Распорядительный акт организации как основание возникновения образовательных отношений.

Договор об образовании как основание возникновения образовательных отношений.

Правила оказания платных образовательных услуг. Требования к содержанию и условиям договора об образовании. Информация о предоставляемых образовательных услугах и других условиях договора. Заключение договора. Исполнение договора оказания образовательных услуг. Сроки оказания образовательных услуг. Качество образовательных услуг. Ответственность исполнителя за ненадлежащее качество образовательных услуг. Цена образовательных услуг, оказываемых исполнителем. Оплата услуг исполнителя. Ответственность заказчика за нарушение срока оплаты образовательных услуг.

Обязанность обучающегося (воспитанника) по освоению образовательных программ.

Односторонний отказ от договора возмездного оказания образовательных услуг. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию образовательных услуг. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Порядок и условия приёма на обучение по общеобразовательным образовательным программам, программам среднего профессионального образования и высшего образования, на программы профессионального обучения. 

Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении. Содержание и существенные условия договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

Изменение образовательных отношений. Изменение образовательных отношений по инициативе обучающихся (законных представителей). Изменение образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Промежуточная аттестация обучающихся.


Тема 5. Прекращение образовательных отношений

Прекращение образовательных отношений в связи с получением образования (завершением обучения). Итоговая аттестация. Формы государственной итоговой аттестации и порядок проведения. Единый государственный экзамен как форма государственной итоговой аттестации: концепция, понятие и нормативно-правовое обеспечение. Нормативно- правовые основы процедуры апелляции.

Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.

Прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Прекращение образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тема 6. Управление системой образования

Принципы управления системой образования. Цели и задачи управления системой образования. Федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием.  Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. Деятельность органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования.

Управление образовательной организацией: сущность, особенности, система, правовые основы. Правовое регулирование отношений между образовательным учреждением и федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Правовое регулирование отношений между органом управления образованием субъекта РФ и местным органом управления. Правовые отношения между федерацией и субъектами РФ по вопросам образования. Принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования. Мониторинг в системе образования. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу. Информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.


Тема 7. Государственная регламентация образовательной деятельности

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование и контроль в сфере образования.

Лицензирование образовательной деятельности. Порядок выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности. Требования к лицензии на право ведения образовательной деятельности. Переоформление лицензии. Лицензионные требования и условия, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности. Особенности лицензирования образовательной деятельности некоторых видов образовательных организаций.

Государственная аккредитация образовательной организации. Цель и порядок проведения государственной аккредитации образовательной организации. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций). Приостановление действия государственной аккредитации и лишение государственной аккредитации. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования. Понятие, формы и органы государственного контроля и надзора за деятельностью образовательных организаций. Порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью образовательных организаций. Органы государственного контроля качества образования: цели и задачи. Порядок осуществления государственного контроля качества образования. Федеральные государственные образовательные стандарты: понятие, структура. Субъекты и порядок разработки государственных образовательных стандартов. Функции государственных образовательных стандартов.


Тема 8. Правовая регламентация организации образовательной деятельности

Основная образовательная программа: понятие, форма, требования к содержанию и структуре, нормативно-правовое обеспечение. Примерная основная образовательная программа. Учебный план и индивидуальный учебный план: понятие, формы, требования к содержанию.

Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

Образовательные программы: понятие, правовая природа, значение, содержание, структура. Виды образовательных программ. Общие требования к содержанию образования. Формы получения образования. Устав, правила внутреннего распорядка и расписание занятий образовательного учреждения. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой.

Цели и правовая основа сетевой формы реализации образовательных программ. Требования к договору о сетевой форме реализации образовательных программ.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Научно- методическое и ресурсное обеспечение системы образования.  Образовательные инновации: понятие, сущность, значение, виды. Правовое регулирование экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.


Тема 9. Правовая регламентация обеспечения образовательной деятельности

Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Независимая оценка качества образования. Правовые аспекты управления качеством образования в образовательной организации. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Информационная открытость системы образования. Информационные системы в системе образования. Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы, региональных информационных систем. Правовое обеспечение защиты персональных данных участников образовательной деятельности.


Тема 10. Гарантии социальной поддержки и стимулирования обучающихся, педагогических и иных работников образовательных организаций

Понятие социальной поддержки и стимулирования и правовые аспекты их осуществления. Основные категории обучающихся, нуждающихся в социальной защите. Виды и особенности оказания социальной помощи обучающимся. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Стипендии и другие денежные выплаты. Организация питания обучающихся. Обеспечение вещевым имуществом (обмундированием). Предоставление жилых помещений в общежитиях. Транспортное обеспечение. Охрана здоровья обучающихся. Психолого- педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.  Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Адаптированная образовательная программа. Индивидуальная программа реабилитации. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей. Правовой статус педагогического работника. Особенности социальной защиты педагогических работников. Социальная защита отдельных работников образовательных организаций.


Тема 11. Правовые споры участников образовательных отношений

Правонарушение в сфере образования (образовательный деликт): понятие, признаки. Классификация деликтов в сфере образования. Причины и условия правонарушений в образовательной сфере. Пути предупреждения образовательных деликтов. Юридическая ответственность в образовательной области: содержание, виды, меры. Основания юридической ответственности в области образования. Состав правонарушения в сфере образования. Соотношение понятий «юридическая ответственность» и «академическая ответственность» в сфере образования. Реализация и виды юридической ответственности в сфере образования: порядок, субъекты, критерии и факторы эффективности. Административно- правовая ответственность в системе образования.

 

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Тема 12. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования

Содержание и особенности трудовых отношений в сфере образования. Возникновение, изменение и прекращение трудовых отношений в образовательной сфере. Виды трудовых отношений в сфере образования. Содержание и особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. Источники правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. Объект трудовых правоотношений. Субъекты трудовых правоотношений. Трудовой договор в сфере образования: содержание, особенности, виды, порядок заключения, изменения, расторжения. Рабочее время и время отдыха работников образовательной сферы. Аттестация педагогических работников. Трудовые споры в сфере образования и их разрешение. Дисциплинарная и материальная ответственность в системе образования.


Тема 13. Особенности правового регулирования экономической деятельности и финансового обеспечения в сфере образования

Имущественные отношения в сфере образования. Образовательное учреждение как юридическое лицо. Право собственности и другие вещные права образовательного учреждения. Право образовательного учреждения по распоряжению имуществом. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Финансирование образовательной деятельности.

Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Государственное и муниципальное задание. Бюджетное субсидирование образовательных организаций. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Иные источники финансирования образовательных организаций. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц.


Тема 14. Особенности правового регулирования гражданских отношений в сфере образования

Защита гражданских прав несовершеннолетних учащихся как участников образовательного процесса. Образовательные услуги: понятие, содержание, виды. Образовательное кредитование. Служебная и коммерческая тайна в образовательном учреждении. Авторское право и право интеллектуальной собственности в образовательной деятельности. Патентное право в деятельности образовательных учреждений. Защита личных неимущественных прав несовершеннолетних участников образовательной деятельности. Защита чести, достоинства и деловой репутации участников образовательного процесса.

 

РАЗДЕЛ 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Тема 15. Правовое регулирование дошкольного образования

Дошкольное образование: общая характеристика. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Дошкольные образовательные программы. Формы получения дошкольного образования. Общие требования к содержанию дошкольного образования. Общие требования к организации и осуществлению образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Правовой статус ребенка. Правовой статус образовательной организации. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Правовое положение родителей (законных представителей) в образовательных отношениях. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


Тема 16. Правовое регулирование начального общего, основного общего и среднего общего образования

Понятие, значение и задачи общего образования. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Формы получения общего образования. Положение о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье. Общие требования к организации образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Условия общего образования. Дисциплина образовательного процесса. Правовой статус обучающихся по общеобразовательным программам. Правовой статус родителей (законных представителей) обучающихся по общеобразовательным программам. Правовой статус педагогических работников.  Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации


Тема 17. Правовое регулирование профессионального образования

Понятие, значение и задачи среднего профессионального образования (СПО). Федеральные государственные образовательные стандарты СПО. Образовательные программы СПО. Виды организаций СПО. Формы получения СПО. Общие требования к организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Дисциплина образовательного процесса. Условия образования. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Правовой статус студентов, педагогов (преподавателей) и работников образовательной организации СПО.

Понятие, значение и задачи высшего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты в системе высшего образования. Образовательные программы высшего образования. Уровни и направления подготовки высшего образования. Формы получения высшего образования. Экстернат. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Правовой статус студента высшего учебного заведения. Правовой статус профессорско-преподавательского состава вуза. Общие требования к организации образовательного процесса. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). Организация образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Теоретическое обучение и практика студентов. Аттестация обучающихся: промежуточная, семестровая, годичная, итоговая. Курсовые работы, контрольные работы. Экзамены, зачеты. Государственная аттестация. 20 Понятие, значение и задачи реализации программ магистратуры. Понятие и цели подготовки кадров высшей квалификации. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.


Тема 18. Правовое регулирование профессионального обучения и дополнительного образования

Понятие, значение и задачи профессионального обучения. Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения. Типовые программы профессионального обучения. Квалификационный экзамен.

Понятие, значение и задачи дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы. Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования. Дополнительное образование детей и взрослых. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ. Дополнительное профессиональное образование. Содержание и порядок разработки дополнительной профессиональной программы. Формы реализации дополнительных профессиональных программ. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

 

Вопросы самостоятельной работы по дисциплине "Образовательное право"

 

 Список примерных тем рефератов по Образовательному праву

 

Вопросы к экзамену по Образовательному праву

 

Материалы для подготовки к занятиям по образовательному праву:

 

Образовательное право в схемах и таблицах

Презентация учебного пособия 

Система образования   

Виды образовательных программ   

Правовой статус образовательных организаций   

Управление образовательной организацией   

Правовой статус обучающихся   

Правовой статус педагогических работников   

Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений   

 Лицензирование образовательной деятельности 

Государственная аккредитация   

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Недопустимость ограничения конкуренции в сфере образования

Лекции по образовательному праву

 

Практические задания по образовательному праву

 

 

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы